Почему, несмотря на неудачный запуск, экспресс в “Борисполь” все же нужен пассажирам
На этот блог меня натолкнул фильм “Брат-2”. Если читатель такой же любитель творчества Алексея Балабанова, то вспомнит, что в конце фильма главные герои летят из США в Россию. Так вот, перед посадкой героев в самолет есть кадр, где к чикагскому аэропорту O’Hare подъезжает двухвагонный ж/д состав. Фильм снимали в 2000 году.
В Украине ж/д сообщение с аэропортом “Борисполь” появилось совсем недавно и несколько скандально. Facebook облетели кадры, где один из рельсовых автобусов PESA люди “загоняли” в депо. Однако, несмотря на все негативные отзывы о таком сообщении, мне все равно кажется, что его запуск был необходим.
Конечно, я осознанно иду на риск быть названной агентом “Укрзализныци”, однако со времени запуска экспресса я так и не нашла ни одного хорошего отзыва в СМИ. Попытаюсь уравновесить чашу весов и указать, что при всех негативных моментах запуск экспресса в Борисполь нужен.
Минус. Не новые
С момента начала курсирования на маршруте 11 поездов PESA случилось три поломки: 1 декабря, на второй день после запуска Kyiv Boryspil Express, один из поездов сломался по дороге в аэропорт. 4 декабря произошла еще поломка поезда, после он снова сломался уже 8 декабря.
На рынке утверждают, что такая ситуация сложилась из-за ненадлежащего обслуживания подвижного состава. В 2004-2012 годах PESA поставила “Укрзализныце” 14 рельсобусов: 1 PESA 610М, 11 единиц PESA 620М и 2 PESA 630М. Последние перекочевали на маршрут Центральный вокзал — аэропорт “Борисполь” с пригородных маршрутов, где PESA курсировали около 10 лет. При надлежащем обслуживании такой транспорт может работать по 40-50 лет, однако его в УЗ, видимо, не оказали.
Официально в УЗ эту информацию не комментировали, однако источники в ж/д ведомстве утверждают, что сложившаяся ситуация вполне могла быть провокацией: “На путях присутствовали предметы, которые не просто так там появились”.
Минус. Политика и сроки
О том, что экспресс в Борисполь — политический проект, знают, говорят и не скрывают. Например, представитель компании A+S в Украине Дмитрий Беспалов сообщал в своем блоге, что решение о строительстве экспресса в аэропорт “Борисполь” было принято без должного обоснования, что говорит о его политической подоплеке.
Политическим этот проект называли и в самой УЗ, осторожно высказываясь, что УЗ успевала закончить все работы в срок, “хотя без политики и не обошлось”.
Кроме того, из-за скорого запуска экспресса УЗ не до конца продумала детали. Например, компенсация пассажиру в случае, если по вине УЗ он опоздает на самолет. Официально компенсация пассажирам в случает задержки экспресса пока не предусмотрена, только в судебно-претензионном порядке. Из какого бюджета опоздавший при первой поломке экспресса пассажир получил компенсацию в $550 — вопрос.
Минус на минус
После всего вышесказанного трудно будет поверить, что экспресс в “Борисполь” все же нужен, однако, по моему скромному мнению, это так.
Начну издалека. Аэропорт “Борисполь” лидер по пассажиропотоку. Главные воздушные ворота страны обслужили более 10,55 млн пассажиров в 2017 году, что на 22,1% превышает показатель 2016 года. По прогнозам, в 2018 году аэропорт планирует обслужить на 19% больше пассажиров, чем в 2017 году — 12,55 млн пассажиров.
А теперь о том, как пассажиры добираются до аэропорта. Ранее в МА “Борисполь” в прямом сообщении можно было добраться только двумя способами — на личном автомобиле/такси или автобусе — SkyBus.
При подготовке материала была попытка узнать, какой пассажиропоток у SkyBus и сколько у ж/д сообщения, которое сегодня дешевле и быстрее (билет SkyBus от ж/д вокзала обойдется в 100 грн, экспресс — 80 грн) — очевдно, что УЗ может отобрать у автобусного перевозчика пассажиров. Почему именно у SkyBus, спросит читатель. Думаю, что пассажиры, которые ездят на такси в аэропорт, вряд ли пересядут на ж/д экспресс.
Однако сайта у перевозчика нет, как и данных, сколько компания перевозит пассажиров в год. По слухам, в 2012 году SkyBus принадлежал фирме экс-министра инфраструктуры Бориса Колесникова. На сегодня, согласно данным в СМИ, SkyBus принадлежит компании Busfor. Связаться с компанией и запросить официальные данные у Delo.ua не получилось — у компании нет пресс-службы как таковой.
Так вот. Согласно неофициальным источникам, в день экспресс перевозит более 1,5 тыс. пассажиров, которых, собственно, железная дорога и забирает у SkyBus. “Давайте подсчитаем: 1,5 тыс. человек в день, это 120 тыс. грн. Это те деньги, которые УЗ забрала у SkyBus. В неделю это 840 тыс. грн, и это только начало запуска”, — отмечают источники, добавив, что экспресс уже выполнил 644 рейса.
Резюмируя, я скажу, что в тексте нет аналитики по окупаемости проекта, рисках по пассажиропотоку и объяснений, сколько и с какой наполняемостью должен ездить экспресс, дабы подтвердить свою “нужность”. Нет информации и по неким закупкам в ProZorro.
Этот блог о том, что в пассажирском сообщении с аэропортом “Борисполь” должна быть конкуренция.
Да, запуск был не совсем удачным, да, на нем пиарились первые лица государства, но я думаю, что запуск экспресса — это хорошая идея, которая со временем заберет свой пассажиропоток и это, как ни крути, дополнительный альтернативный вид транспорта. Ведь Hyundai в 2012 году ломались, и ломались чаще, а сейчас попробуй УЗ убери их.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram
Источник: delo.ua