В прошлом году “Парковый” скорректировал позиционирование на рынке, за счет чего смог привлечь новых клиентов
Прошлый год для одного из крупнейших дата-центров Украины был богатым на события: смена собственника, партнерство с международным проектом и приток новых клиентов. Проведя модернизацию оборудования в 2017 году, руководство Паркового сосредоточилось на новой бизнес-стратегии — предлагать клиентам конструктор из набора услуг и увеличивать “облачных” клиентов, хотя по-прежнему сдача в аренду шкафов под оборудование занимает значительную часть бизнеса. С какими итогами закончил 2018 год дата-центр “Парковый” и о перспективах облачного направления в интервью Delo.ua рассказал директор дата-центра Виталий Чабан.
Как повлияла на операционную работу смена собственника?
Это пошло на пользу нашим коммуникациям с партнерами и клиентами. Мы еще больше дистанцировались от негативного поля КВЦ (Конгрессно-выставочный центр “Парковый”).
С какими итогами дата-центр “Парковый” закончил прошлый год?
Если говорить о финансовых показателях, то это увеличение оборота в два раза.
За счет чего был рост?
В основном, за счет новых клиентов: абонентская база выросла в 1,5 раза. Растет количество облачных клиентов. Облачные технологии все больше входят в массы. Если раньше основные доходы приносили клиенты из корпоративного сектора, то сейчас, я имею в виду последние год-полтора, набирает обороты малый и средний бизнес. За год реальные доходы от продажи облачных сервисов МСБ у нас выросли почти на 40%.
Этому способствовала и наша стратегия по развитию комплексных решений, которые масштабируются под потребности клиентов. Мы трансформировали дата-центр в IT-конструктор. Теперь мы конечным пользователям предоставляем единый сервис под ключ, в который интегрированы решения наших партнеров, например, документооборот, CRM-система и многое другое.
На продажи каких услугах вы сфокусированы?
Рынок идет в направлении развития облаков. Мы, безусловно, фокусируемся на развитии новых услуг и технологий. При этом мы по-прежнему предлагаем рынку размещение оборудования и услуга эта востребована. Думаю, что с развитием 5G-сетей, разных стримминговых технологий, IoT и т.д. этот сегмент рынка получит новый вдох. Мы сейчас работаем с проектом Boosteroid, который размещает у нас сервера. Видим возможности их развития и понимаем, что он может начать так динамично развиваться, что в обозримое время освоит все наши свободные мощности и тогда мы, скорее всего, должны будем расширяться. И это мы говорим только обо одном проекте.
Какой процент шкафов по итогам года заполнен?
Сейчас порядка 40%. У нас размещаются крупные ритейлеры, промышленные финансовые компании. Размещая свое оборудование в наших шкафах, они из года в год модернизируют его, выделяя для этого необходимые бюджеты. И если в 2013 году для 100 ТБ памяти требовался весь шкаф, то в 2018 году этот же объем занимает всего 1/10 шкафа. Т.е. объем вычислительных мощностей растет, а железа — уменьшается.
Насколько критично дата-центру обновлять оборудование каждый год?
Технологии развиваются очень динамично, но быть постоянно в хайенде — это слишком затратно и нецелесообразно. Есть цикл окупаемости оборудования как одной из составляющих бизнес-кейса. Нашим европейским коллегам достигать необходимой технологичности несколько проще за счет доступа к дешевым деньгам (это лизинг, кредиты и т.д.). У нас это сложнее в силу ряда объективных причин.
Если говорить конкретно о “Парковом”, то нам просто нет необходимости сейчас проводить модернизацию. На сегодняшний день мы один из самых технологичных дата-центров в стране. Оборудование, на котором построена инженерная инфраструктура, будет актуально еще минимум лет десять. И единственное, что требует обновления — это парк железа облачного оборудования. Когда надо увеличивать хранилище в облаках, мы это делаем. Если система хранения будет заполнена на уровне 80% загрузки, мы докупим еще.
Какие сектора экономики перспективные для дата-центров в Украине сейчас?
Переход в облако на психологическом уровне зависит от готовности отказаться от железа. Есть определенные сферы, для которых принципиально, где расположены информационные ресурсы. Например, банки согласно законодательства не могут размещать ресурсы за пределами Украины, поскольку работают с персональными данными. Это же касается и госорганов. Они для нас являются потенциальными клиентами. А мы для них интересны своими возможностями: наши хранилища (машинные залы) имеют дополнительную защиту, они экранированы и аттестованы согласно требований регулятора (Национального банка Украины). А наше облако имеет аттестат соответствия от Государственной службы специальной связи и защиты информации и международный сертификат по управлению информационной безопасности ISO 27001, который мы ежегодно подтверждаем.
Также сейчас активно переходит в облако малый и средний бизнес. Предприятиям невыгодно покупать “железо”. С технологическим прогрессом усложняются и удорожаются сервера, и чтобы этим железом заниматься нужны IT-специалисты высокого уровня.
Какие конкурентные преимущества являются для клиентов решающими при выборе дата-центра для размещения своего оборудования или хранения данных в облаке?
Как ни печально, но рыночная ментальность в большей степени ориентирована на параметры стоимости. В Украине есть значительное число игроков, которых даже с натяжкой сложно назвать дата-центрами, которые демпингуют ради того, чтобы просто забрать клиента, и этим убивают рынок. Правда, после ряда серьезных кибератак, когда многие компании оказались в тяжелом положении из-за потери данных, к вопросам безопасности и возможностям дата-центра ее обеспечить стали относится гораздо внимательней.
Облако состоит из набора технологического оборудования, серверов, систем хранения данных и каналов связи
На какие параметры обращают внимание международные компании, когда выбирают дата-центр?
Здесь скорее нужно говорить об украинских компаниях с иностранным капиталом. Таких в нашем портфеле около 10%. Что для них важно? Стабильность и надежность дата-центра. Для любого клиента важен фактор беспрерывности доступа к своим ресурсам. Парковый — единственный дата-центр в Украине, сертифицированный Uptime Institute TIER III. А это означает, что все наше активное оборудование дублируется по принципу N+1, а отказоустойчивость составляет 99,982%.
*Uptime Institute — это независимая консалтинговая организация, которая проводит по всему миру оценки различных сооружений и оборудования центров обработки данных с точки зрения потенциальной производительности инфраструктуры или способности безотказно работать
Некоторые компании в Украине декларируют, что они соответствуют уровню TIER III, но тем не менее сертификат в нашей стране есть только у “Паркового”. Подтверждение этого факта есть на сайте самого Uptime Institute. Там в локации под названием “Украина” есть только одна запись.
Украинский рынок облачного хранения измеряется в деньгах, а не в количестве клиентов
Могут ли украинские дата-центры конкурировать с европейскими стоимостью услуг?
Стоимость непосредственно услуг дата-центров в Украине находится примерно в том же диапазоне, что и в Европе. Но в пакет еще входит стоимость электроэнергии, которая составляет порядка 30% от общего чека. Вот эта часть уже варьируется в разных странах по-разному. В Украине пока электроэнергия стоит дешевле, чем в Европе, поэтому нашим клиентам услуги в целом обходятся ниже.
В Украине начинается энергетическая реформа. Повлияет ли она на ценообразование?
Мы готовимся к этому. Думаю, что эта реформа нам будет только в плюс. Она позволит снизить зарегулированность этого рынка. Кроме того, мы получим право выбирать поставщика электроэнергии без сложных процедур, условно, через заявку на портале. Это открывает двери для конкуренции и дает гам возможность вести переговоры с разными поставщиками. В этой ситуации игроки энергорынка вынуждены будут быть более гибкими в своих ценообразованиях.
Так что в целом мы смотрим на эту реформу очень позитивно, учитывая наши объемы потребления. Для сравнения: весь КВЦ Парковый с учетом проведения всех мероприятий потребляет в месяц в пять раз меньше электроэнергии, чем наш дата-центр.
Коэффициент энергоэффективности “Паркового” составляет 1,35, в каком случае коэффициент снижается?
Нужно сказать, что коэффициент энергоэффективности 1,35 — это очень хороший показатель для любой площадки, в том числе и европейской. В Украине этот коэффициент в среднем составляет 1,6-1,7. Понижение зависит от ряда параметров, например, от загрузки самого дата-центра. Чем больше он утилизирован, тем ниже коэффициент. Также играет роль время года. Использование системы охлаждения в теплый/холодный период серьезно влияет на показатели. Не все дата-центры в Украине имеют систему охлаждения с функцией фрикулинга, за счет которого зимой можно отключить компрессора с большим энергопотреблением. В “Парковом” такая система есть и это экономит расход электроэнергии.
Сейчас в дата-центрах используют датчики, которые отслеживают энергопотребление всех механизмов для оптимизации затрат и контроля работы площадки. Как это может повлиять на энергоэффективность и работу ИБП?
В нашем дата-центре порядка 8 тыс. разных датчиков. Мониторятся все системы жизнедеятельности, начиная от системы безопасности до системы подготовки воздуха, в том числе и системы энергообеспечения. Источники бесперебойного питания не самостоятельно решают, когда включаться. Есть специализированные установки, которые анализируют все параметры по входным датчикам. То, что мы ни разу не прерывали работу, не говорит о том, что у нас не пропадала электроэнергия. Она пропадала. Но ни железо, ни наши клиенты не замечали этого. В момент отключения одного ввода автоматически подача электроэнергии идет по альтернативному. Если оба ввода по какой-либо причине “падают”, система в миллисекунды принимает решение о переключении на источники бесперебойного питания и параллельно запускает дизель-генераторные установки. Все это происходит в автоматическом режиме. Диверсификация рисков очень высокая, поскольку один из ключевых параметров уровня TIER III — доступность сервисов для наших клиентов 99, 982%.
На западе активно тестируют обеспечение дата-центров солнечной энергией, Майкрософт экспериментирует с размещением дата-центра в океане. Как вы считаете, что из новых технологий может быть применено в ближайшем будущем?
Все из области фантастики. Относительно солнечной энергии — я даже представить не могу сколько нужно поставить солнечных батарей, чтобы покрыть наши потребности. Я уже не говорю о скачках потребления, когда включается дополнительное оборудование. Я не понимаю пока масштабируемость этого проекта. А цифры на его организацию, на мой взгляд, будут экономически не выгодны. Такие эксперименты могут себе позволить, разве что, крупные в мировом масштабе транснациональные компании с миллиардными оборотами.
В принципе, это бизнес энергетических компаний: какую электроэнергию они будут подавать и сколько она будет стоит. Наша же задача технологически обеспечить потребности по размещению, хранению и обработке информационных потоков. С развитием цифровой экономики потребность в концентрации данных и вычислительных ресурсах будет только расти. Так что рынок дата-центров будет расти.
Технологичный бизнес стирает границы. На сегодняшний день вы не знаете, где хранятся ваши данные, вы просто пользуйтесь хранилищем. Клиенту все равно где находятся его ресурсы. Ему нужен удобный и дешевый сервис.
На какой рост вы рассчитываете в 2019 году и за счет чего?
В планах обновить оборудование и расширить облачные ресурсы. По коллокейшн мы ожидаем двукратный рост. Мы рассчитываем, что партнерские программы с Boosteroid будут активно развиваться и принесут нам увеличение доходов. В деньгах мы ожидаем рост не меньше, чем в 2018 году. У нас есть для этого предпосылки.
Беседовала Виктория ПОКАТИС
Фото: Татьяна ДОВГАНЬ
Источник: delo.ua