Украина может в пять раз увеличить использование шлаков при строительстве дорог

Если ремонтировать до 3 тысяч км дорог в год, потребление шлаков вырастет до 5 млн тонн, говорит Андрей Глущенко из GMK Center

share

Украина может увеличить использование шлаков в дорожном строительстве как минимум в пять раз. Такой вывод сделал аналитик GMK Center Андрей Глущенко в своем исследовании для круглого стола “Техногенные отходы. Как увеличить использование промышленных шлаков в Украине”.

В Украине насчитывается около 430 тысяч км дорог. Если ежегодно ремонтировать хотя бы 3 тысяч км (около 0,6% их количества), то потребление шлаков увеличится минимум до 5 млн тонн — это в пять раз больше, чем на сегодняшний день. 

“Нам пора понять, что переход на использование шлаков вместо щебня и песка из карьеров — это вопрос государственной экологической политики. С другой стороны, важно, чтобы дорожные работы финансировались”, – добавил Глущенко.

Как отличный пример применения шлаков для прокладки дорог аналитик GMK Center привел недавнее строительство участка улицы в австралийском Сиднее.

Самое важное в Telegram

Часть дорожного полотна австралийцы сделали из геополимерного бетона. Бетон изготовлен из смеси доменного шлака и золы от ТЭС. Пока участок дороги тестовый, и состояние полотна будут контролировать датчики. Если опыт окажется успешным, его применение будут расширять.

Фото: Sydney geopolymer

Другой пример тоже родом из Австралии — это кольцевая дорожная развязка Oak Flats Interchange в Новом Южном Уэльсе. На ее строительство ушло около 50 тысяч тонн шлаков. Проект осуществила австралийская компания ASMS, которая уже утилизирует до 1,2 млн тонн шлакосодержащих материалов в год.

Фото: Oak Flats Interchange

Потенциал Украины

Украина использует приблизительно вдвое меньше шлаков, чем другие страны мира. В 2018 году страна утилизировала менее половины шлаков от металлургического производства  — 48% доменных шлаков и 37% сталеплавильных шлаков, привел данные Андрей Глущенко.

Украинские предприятия страны отправили на утилизацию лишь 4,9 млн тонн шлаков, или 45,5%. При этом 2,1 млн тонн пошло на производство цемента, еще 1 млн тонн — на дорожное строительство. 

С другой стороны, наша страна может нарастить использование шлаков еще по двум направлениям: увеличить их долю в производстве цемента и за счет экспорта, считает аналитик GMK Center.

Сегодня украинские цементные заводы добавляют около 24% шлаков в свою продукцию. В то же время в мире доля шлака в составе цементных смесей, в том числе шлакопортландцемента, составляет от 35 до 95%. Кроме того, есть потенциал для увеличения загрузки украинских цементных заводов.

“Вырастет загрузка — вырастет и использование шлаков”, — подчеркнул Андрей Глущенко.

Мировой опыт подтверждает эффективность использования шлаков в строительстве. Например, в Великобритании мост Королевы Елизаветы II построен с использованием 40 тысяч кубометров доменного шлака. 

Мост королевы Елизаветы II (Великобритания)

На строительство здания и взлетно-посадочной полосы аэропорта Toowoomba Wellcamp Airport в Австралии ушло 100 тысяч тонн геополимерного бетона. Эта технология позволила сократить выбросы СО2 на 6,6 тысяч тонн.

Здание и взлетно-посадочная полоса аэропорта Toowoomba Wellcamp Airport, Австралия

Австралийцы гордятся и первым зданием, возведенным исключительно из экологических материалов. При строительстве здания Института глобальных изменений в штате Квинсленд в числе прочего были использованы балки из 330 кубических метров геополимерного бетона.

Здание Института глобальных изменений, Квинсленд, Австралия

Экспорт шлаков

В 2017 году Украина заняла 12-е место в мире по производству стали и всего лишь 29-е по экспорту шлаков, утверждает Андрей Глущенко

По его мнению, все дело в дорогостоящей логистике. Расходы на транспортировку шлаков могут доходить до 90% конечной цены. 

“Экспортная цена шлака из Украины — $3,5/т. Поэтому нам интересны рынки с высокими ценами. Имеет смысл рассматривать рынки с ценой не менее $35/т”, — считает аналитик GMK Center. 

Такие деньги за шлаки платят на севере Европы (Великобритания, Швеция), Ближнем Востоке (Кувейт), в Северной и Западной Африке (Алжир, Гана, Кот д’Ивуар). Емкость рынков с ценой $35 и выше — до 1,4 млн тонн в год. 

“В целом использование шлаков — это современная тенденция экономики замкнутого цикла и путь к более экологичному будущему”, — подвел итог аналитик GMK Center.

Источник: delo.ua

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *