Старое руководство Украинского Дунайского пароходства создало “инициативную группу”, которая требует от президента Зеленского провести аудит одной из крупнейших судоходных компаний страны и выступает за ее приватизацию
share
В городе Измаиле Одесской области в последнее время группа людей, называющая себя “инициативной группой”, в социальных сетях распространяет обвинения руководства Украинского Дунайского пароходства в недобросовестной работе, пытаясь привлечь к предприятию внимание президента страны Владимира Зеленского, который в результате дал поручение провести аудит компании. Возможно, именно вмешательство главы государства поможет расставить все точки над “i” и разобраться наконец, что же происходит на одном из ключевых предприятий морской отрасли.
А происходит вот что: часть старой команды УДП во главе с бывшим замглавы правления Владимиром Запорожаном противостоит новой администрации, официально назначенной на свои должности в 2018 году. Впрочем, это неудивительно, так как пароходство всегда было “лакомым кусочком” и объектом пристального внимания со стороны крупного бизнеса. На посту руководителя УДП в своё время побывали ставленники олигархов Константина Григоришина и Рината Ахметова.
Поэтому конфликты на таких предприятиях — вполне закономерное явление, особенно в тех случаях, когда с приходом новых команд проводятся радикальные изменения, которые могут затрагивать финансовые интересы отдельных лиц. Но обо всем по порядку…
Самое важное в Telegram
Одна из основных целей “инициативной группы” – глава правления УДП Дмитрий Чалый. Он стал исполняющим обязанности руководителя в 2017 году после ухода Дмитрия Баринова, а в 2018 году был уже официально утвержден в должности. Его оппоненты утверждают, что топ-менеджер такого уровня на столь крупном предприятии был назначен без конкурса, то есть непрозрачно и с недобрыми намерениями. Масла в огонь подлил и министр инфраструктуры Владимир Омелян, который заявил, что кадровое решение было политическим.
Но если отбросить эмоции и посмотреть на это с правовой точки зрения, то никаких нарушений в данном случае не было. А поскольку существует четко прописанное постановление Кабмина о назначении руководителей субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, согласно которому решение о порядке назначении главы правления ЧАО “УДП” принимает высший орган управления предприятия – Министерство инфраструктуры, то назначение прошло абсолютно законно.
Когда вопрос о назначении нового главы правления был снят с повестки дня, зазвучали новые обвинения. Профсоюзная организация направила руководителю гневное письмо, в котором возмущалась повышением заработной платы заместителям Чалого. Но вскоре выяснилось, что это лишь один факт, а есть и другие, которые кардинально меняют картину происходящего. Количество заместителей главы правления сократилось с семи до четырех, за счет чего произошло перераспределение фонда заработной платы. И самое главное, в июне 2019 года Чалый подписал приказ об увеличении окладов сотрудникам береговых подразделений на 10%, а с 1 июля на 10% повышены нормы валютной оплаты труда для плавсостава транспортного флота. До этого новый руководитель отменил режим сокращенного рабочего времени, который действовал во времена его предшественника. Валютная заработная плата плавсостава выплачена за май 2019 года, хотя ранее задержки по расчету с сотрудниками составляли от 6 до 8 месяцев.
Еще одним камнем преткновения между сторонами стала финансовая отчетность. “Инициативная группа” утверждает, что администрация тщательно ее скрывает и тем самым пытается прикрыть свои недобросовестные действия. Но это утверждение также выглядит достаточно странным, с учетом того, что государственная акционерная компания, согласно законодательству, регулярно публикует результаты своей деятельности. А затем показатели публикуются в открытом доступе на информационных ресурсах Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. И в них можно увидеть, что УДП завершило 2017 год с прибылью, а в 2018-м увеличило ее почти в 5 раз. Объемы перевозки грузов в этот период выросли на 14%. Любопытно также, что инициаторы конфликта акцентируют внимание на стремительном снижении прибыли в 2017 году. При этом они почему-то умалчивают о том, что почти весь год предприятием управлял предшественник Чалого Баринов.
Огромный резонанс вызвала продажа неисправного теплохода “Николай Савицкий”. По мнению оппонентов администрации, судно было реализовано по заниженной цене, что привлекло внимание военной прокуратуры. Но и здесь есть нюансы. Решение о продаже было принято не администрацией УДП, а Министерством инфраструктуры. А торги проходили через государственную систему закупок ProZorro, что не позволяло реализовать имущество по непрозрачным схемам. Возможно, именно это и вызвало недовольство.
О схемах стоит рассказать немного подробнее. В частности главный идеолог “инициативной группы” Запорожан практиковал опробованный еще во времена Черноморского морского пароходства механизм вывода флота. При фрахтовании судна в стоимость договора закладывалась стоимость ремонтных работ. Затем судно отправлялось в рейс, а предприятие получало из-за рубежа счета за ремонт, размер которых исчислялся миллионами долларов. Порой цена за ремонт превышала остаточную стоимость судна, а за неуплату на теплоход накладывался арест. И примерно 25 плавсредств не могли выйти из портов в 2015 году из-за наложенных судебных санкций. В результате Запорожан стал фигурантом проверок со стороны силовиков.
Естественно, разрушение таких прибыльных схем не очень-то радует их организаторов. А потому “инициативная группа”, в которую помимо Запорожана входит бывшая замглавы правления УДП по управлению персоналом Зоя Шкурко и несколько капитанов, начала массированное наступление на новую команду в публичном поле. По неофициальным данным, к кампании также причастен один из кандидатов в депутаты. Он известен в узких кругах благодаря уклонению от уплаты налогов в особо крупных размерах, подделке документов, заключению фиктивных договоров и незаконному присвоению бюджетных средств в особо крупных размерах. И вполне закономерно, что одиозный политик часто находился под следствием и был участником множества судебных процессов.
“Складывается впечатление, что в преддверии выборов, избрания нового парламента и смены состава Кабинета министров, министерство, совместно с нынешней командой руководителей УДП, хочет успеть распродать наиболее востребованные активы, при этом цели таких продаж, на примере т/х Николай Савицкий, очевидны”, — написал в Facebook капитан одного из судов УДП, член “инициативной группы” Виктор Мельников.
Впрочем, у администрации иная точка зрения на этот счет. Руководство предприятия полагает, что отдельные представители трудового коллектива и бывшие сотрудники намеренно дестабилизируют ситуацию, чтобы вернуть привычные коррупционные схемы. “Это люди из бывшего руководства, которые высасывали из пароходства все соки, облепив его своими фирмами-прокладками, которые загоняли его в долги, которые ради своих личных доходов постоянно отправляли коллектив на неполное время работы. И теперь, когда начали ликвидировать их действующие до последнего времени схемы ограбления ЧАО “УДП”, они пошли в наступление на руководителя пароходства. Против одного из них возбуждено около десятка уголовных дел. Кстати, в свое время он продал более тридцати теплоходов”, — комментирует Чалый.
Еще одна претензия старой команды — несвоевременное техническое обслуживание флота, которое привело к простою 21 судна. И это действительно проблема, поскольку возраст многих единиц флота достигает, а порой превышает, 50 лет, что приводит к повышенному расходу топлива и большим эксплуатационным затратам. Тем не менее администрация занимается решением вопроса, выделив на ремонт и модернизацию плавсредств 101 млн грн в 2018 году и 160 млн грн — в 2019. Кроме того, начаты переговоры с Европейским банком реконструкции и развития о финансировании проекта замены дизель-генераторов и двигателей на речных буксирах.
“Однако как только мы начали переговоры с международными финансовыми институциями о финансировании проектов модернизации и обновления флота, в нас сразу же полетели потоки грязи, лжи и беспочвенных обвинений. ЧАО “УДП” пытаются представить как банкрота, и это спланированная системная кампания по возбуждению истерии и дискредитации пароходства. Явно видно, что кто-то хочет сорвать процесс переговоров, ведь деньги любят тишину”, — поделился своими наблюдениями глава пароходства.
Впрочем, если проанализировать некоторые публичные высказывания оппонентов, то можно просмотреть в них стратегическую цель “инициативной группы”. “Есть “интересанты” и под УДП и его приватизацию, и под Измаильский порт и его взятие в аренду на 49 лет. Для этого созданы специальные компании, проведены переговоры. Вот только Министерство инфраструктуры не успеет это сделать, а новое будет все делать совсем по-другому”, — заявил все тот же заинтересованный кандидат в депутаты. То есть для него главной целью является приватизация УДП.
“Когда мне доверили руководство пароходством, на всех уровнях велись разговоры и делались заявления о приватизации ЧАО “УДП”. Я даже держал в руках буклеты для инвесторов с предложениями купить предприятие. Эти буклеты готовило предыдущее руководство втайне от своих подчиненных. Я могу их продемонстрировать — там стоимость ЧАО “УДП” значительно занижена. Они хотели провести “приватизацию по-украински”: любыми путями довести продажную цену предприятия до минимума, затем задешево выкупить контрольный пакет акций, затем вывести из предприятия прибыльные подразделения и активы, а неприбыльные повесить на шею государства”, — делится инсайдами Чалый.
По его словам, информационные атаки со стороны оппонентов помогают им добиться снижения рыночной стоимости одного из ключевых предприятий отрасли. А попытки администрации развивать компанию были встречены “инициативной группой” в штыки.
“Я вам сообщу любопытный факт. Недавно наш высший орган управления предприятием — Министерство инфраструктуры утвердило Стратегический план развития ЧАО “УДП” на 2019 — 2023 гг. Это первый Стратегический план развития в истории пароходства. Его разрабатывали лучшие специалисты предприятия. Ни о какой приватизации там речи не идет. И как только он был утвержден — сразу увеличился поток заявлений о “гибели УДП” со стороны “инициативных приватизаторов”, — говорит Чалый.
Глава правления УДП заявил о своей готовности к диалогу с профсоюзными организациями и инициативными группами для достижения общей цели — развития предприятия и выполнения стратегического плана. Для его контроля создана специальная мониторинговая группа, которая будет регулярно отчитываться о результатах.
“Однако моих оппонентов не интересуют планы развития предприятия, у них другие цели — скандалы, конфликты, парализация работы пароходства, снижение его продажной стоимости, приватизация и расчленение”, — рассказал Чалый.
Вопрос в том, насколько целесообразна сейчас приватизация УДП? Напряженная военно-политическая ситуация, предвыборные скандалы — все это повышает риски в глазах потенциальных покупателей. А, значит значительно снижает цену актива. Безусловно, такой расклад очень привлекателен для “интересантов”, однако совершенно невыгоден Украине. Государственный бюджет получит значительно меньше денег от продажи компании. Кроме того, частный собственник в сегодняшних условиях неизбежно проведет оптимизацию штата, заботясь прежде всего о своих коммерческих интересах. А социальные обязательства при этом отойдут на второй план. Массовые сокращения людей в одном из градообразующих предприятий Измаила и ключевого объекта для Дунайского региона вызовут социальный взрыв в приграничном районе.
Поэтому прежде, чем продавать актив такого масштаба, необходимо провести структурные реформы, оздоровить предприятие и тем самым повысить его рыночную стоимость. Тогда государственный бюджет получит больше денег, а шансы на то, что компанию купит добросовестный инвестор, значительно возрастут.
А пока дунайскую лодку продолжают раскачивать — и она понемногу зачерпывает воду то с одного, то с другого борта. И, возможно, именно вмешательство президента сможет стабилизировать работу ключевого предприятия в Дунайском регионе и продолжить его развитие.
Источник: delo.ua