В конце 2018 года правительство Владимира Гройсмана приняло решение выделить более 1 млрд гривень на аэропорт в Виннице при том, что на тот момент проект реконструкции еще не был даже заказан. Откуда взялись тогда такие баснословные цифры?
Коммунальное предприятие “Международный аэропорт “Винница” провело тендер на реконструкцию аэродрома ожидаемой стоимостью до 1 млрд грн. По данным системы ProZorro, победителем торгов определена всем известная компания ООО “Дорожное строительство “Альтком” с предложением по стоимости услуг генподряда в 896 млн 875 тысяч грн.
Из тендерной документации и опубликованного проекта договора генподряда понятно, что финансировать реконструкцию аэродрома собираются за счет средств госбюджета.
Учитывая значительный уровень бюджетных ассигнований, которые планируется выделить на реконструкцию аэродрома, целесообразно немного углубиться и изучить историю этого вопроса.
Кратко и по делу в Telegram
Так, из открытых источников удалось выяснить, что реализовывать проект предполагается в рамках Государственной целевой программы развития аэропортов на период до 2023 года, утвержденной постановлением Кабинета министров Украины от 24 февраля 2016 года №126.
В соответствии с Государственной программой, реконструкцию аэродрома в МА “Винница” предполагалось осуществить за 262 млн грн, но 27 декабря 2018 года, аккурат под Новый год, правительством Гройсмана под шумок принимается решение об увеличении выделяемого финансирования на проект почти в четыре раза до 1 013,54 млрд грн.
В тоже время, 5 февраля 2019 года Мининфраструктуры проводит пресс-конференцию, на которой презентует проект по реконструкции аэродрома в МА “Винница” с ориентировочной стоимость порядка 2,2 млрд грн, а именно: 1-я очередь — 1,013 млрд грн; 2-я очередь — 1,202 млрд грн.
Из этой презентации можно сделать вывод, что в рамках первой очереди планируют заменить покрытие взлетно-посадочной полосы, реконструировать рулежные дорожки, отремонтировать освещение, водоотвод и покрытия перрона, заменить радиотехническое обеспечение полетов и многое другое, а во вторую очередь планируют доделать перрон, сделать ограждение периметра аэродрома и проложить новые дороги, отремонтировать здание командно-диспетчерского пункта с КДП и тому подобное. Радиооборудование и средства радионавигации поставят за счет госпредприятия “Украэрорух”.
Учитывая значительные разночтения в стоимости проекта, мы напрасно пытались найти в тендерной документации, опубликованной на сайте ProZorro, информацию о том, что данный проект прошел госэкспертизу, в том числе подтверждения его сметной стоимости.
Согласно информации на сайте ProZorro, только 28 декабря 2018 года КП “Международный аэропорт “Винница” заключило договор на разработку проекта с ТОВ “Альтис-Констракшин”. Стоимость — 1 млн 401 тысяч 801 грн 19 копеек, в который были внесены правки 25 апреля 2019 года, а 1 февраля 2019-го КП заключило договор на проведение экспертизы Проекта с госпредприятием “Укргосстройэкспертиза” на сумму 1 млн 226 тысяч 406 грн 83 копеек.
В этой связи возникает резонный вопрос: имело ли право правительство под руководством Владимира Гройсмана в спешке принимать решение о выделении значительного государственного финансирования на реконструкцию аэродрома МА “Винница” без разработанного самого проекта, а также прохождения им на тот момент госэкспертизы?
Еще один интересный момент. В Винницком горсовете о выделении денег знали уже накануне. Об этом свидетельствуют заявления мэра Винницы Сергея Моргунова за неделю до принятия решения Кабмином. “Мы ставим задачу, чтобы к концу года реализовать этот проект при условии поддержки госбюджета и правительства. Ибо самостоятельно мы этот вопрос никогда бы не решили, ведь весь бюджет развития города в 2018 году, например, составил 1,087 млрд грн, а реконструкция аэропорта — примерно 1 миллиард. Предварительно Кабмин поддержал нас в этом, и предусмотрено 500 млн грн для начала реализации этого проекта”, — говорил он 21 декабря 2018 года, за несколько дней до выделения средств.
В соответствии с бизнес-планом развития МА “Винница”, утвержденного Винницким городским советом, пропускная способность пассажирского терминала — около 150-180 пассажиров в час, но при условии обслуживания только международных или внутренних рейсов. Также в терминале нет VIP или бизнес зала. Нет современных инженерных систем и оборудования. Задействовано только 50% площадей, что говорит о низком уровне пассажиропотока.
В аэропорту есть минимальное количество наземной техники, которой достаточно в данный момент только потому, что текущая интенсивность воздушного движения в аэропорту очень низкая. Нет необходимой техники для обслуживания аэродрома и самолетов, а именно снегоуборочная техника, современные трапы, буксировочная техника и так далее.
Отсюда можно сделать вывод, что значительная модернизация аэродрома в МА “Винница” без наличия современного терминала с оборудованием по международным стандартам и соответствующей пропускной способностью, не приведет к привлечению авиакомпаний.
Финотчеты КП “Международный аэропорт Винница”, опубликованные на сайте Винницкого городского совета, свидетельствуют о том, что доходная часть от деятельности аэропорта достаточно невелика, а скорее, даже мизерная или убыточная. А это говорит о том, что потраченные государством средства не окупятся в ближайшую тройку десятков лет точно, а управление аэродромом так и останется в руках местных властей.
В аэропорту Винницы выполняется только два регулярных рейса в неделю: Винница — Тель-Авив; Тель-Авив — Винница. Также, авиакомпания МАУ приняла решение об отмене рейсов сообщением Киев-Винница.
Недавно министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил, что Кабмин планирует масштабную реконструкцию аэропорта в Днепре и строительство двух аэропортов в Измаиле и Мукачево. При этом министр ни словом не обмолвился о необходимости выделения около 1 млрд грн государственных средств на реконструкцию аэродрома в МА “Винница”.
А значит возникает логичный вывод: новому министру инфраструктуры ничего не известно о намерениях старой власти, которая вместе с винницкими властями “по старинке” и “под шумок” хотела освоить значительные государственные средства на основе почвы, заранее подготовленной и продуманной предыдущим составом Кабмина под руководством Гройсмана.
Важно осознавать, насколько в данный момент целесообразно выделение такого значительного объема госсредств на реконструкцию коммунального аэропорта, когда не решенными остаются вопросы завершения строительством и ввода в эксплуатацию ряда государственных аэропортов, к примеру, МА “Львов”.
На сайте Министерства инфраструктуры опубликована информация о том, что для ввода в эксплуатацию и завершения работ по реконструкции аэродрома в МА “Львов” необходимо дополнительно выделить порядка 157 млн грн, на реконструкцию аэровокзала — 67,69 млн грн.
Учитывая неоднозначность “винницкой темы”, вопрос о выделении денег не может остаться без внимания правоохранительных органов, учитывая объемы госсредств, которые предполагается выделять и осваивать под прикрытием МА “Винница”.
Источник: delo.ua