О перспективах мирового и украинского водородного рынка говорили на XI международной конференции Petroleum Ukraine 2019
В последнее время — и этому способствует всеобщий тренд на декарбонизацию и возобновляемую энергетику — в различных отраслях промышленности все чаще всплывает водород. Поговорили о перспективах этого вида топлива и в Украине — в рамках XI международной конференции Petroleum Ukraine 2019, организованной “Консалтинговой группой А-95”.
На сегодня существует три основных источника добычи промышленного водорода. Из биогаза и ископаемых видов топлива (природный газ) его можно получить благодаря методу, который называется “паровая конверсия”. Также можно использовать электроэнергию из возобновляемых источников для электролиза воды. “Уникальность водорода в том, что он может секторально интегрироваться во все отрасли экономики, — говорит президент “Украинского водородного совета” Александр Репкин. — Энергетика, транспорт, ЖКХ, не говоря уже о металлургии, где водород способен заменить природный газ”.
Новое топливо — один из вариантов хранения энергии. К концу этого года в Украине будет работать 5 гигаватт возобновляемых мощностей, которые необходимо балансировать. Водород позволяет хранить эту электроэнергию в виде топлива, поэтому солнечные станции смогут выдавать свои мегаватты даже ночью.
Кратко и по делу в Telegram
Еще один вариант использования водорода — им можно безопасно разбавлять природный газ, тем самым снижая выбросы СО2.
Кроме того, им можно просто напросто заправлять машину. Конечно, если у вас имеется водородная энергоячейка. Пока такой автомобиль обойдется в 50-70 тысяч долларов. И несмотря на сверхбыструю зарядку (3-5 минут) и запас хода в 500-700 километров, порой передвигаться будет неудобно: заправок в Европе не так уж много, всего 125 в эксплуатации, еще 45 строится. Все станет куда оптимистичнее, когда заработает немецкая программа правительства, согласно которой нужно строить 65 водородных заправок в год.
К слову, “водородный автомобиль” вовсе не значит, что газ заливают в условный баллон, как привычный нам сжиженный газ, чтобы потом питать некий аналог двигателя внутреннего сгорания. По сути это электромобиль, только с собственным генератором. Разработкой подобных занимаются многие мировые концерты — существуют водородные Toyota, Nissan, Hyundai и даже Mercedes с BMW.
Кроме того, в Европе инвестируют миллиарды евро в создание транспортной инфраструктуры. К примеру, Black Horse (5,7 млрд евро) пытается сделать коммерчески выгодными грузовые перевозки. В рамках проекта, помимо мощностей по производству самого топлива, планируется создать 10 тысяч грузовиков и поставить 270 станций. Green Octopus (9,7 млрд евро) — строительство сети водородных трубопроводов, модернизация портовой и газотранспортной инфраструктуры. Blue Dolphin (12,5 млрд евро) будет разрабатывать большегрузные суда для перевозок водорода.
В Украине есть огромный потенциал — по словам Александра Репкина, согласно исследованиям мы можем поставить более 100 гигаватт установленной мощности возобновляемых источников электроэнергии, чего хватит для производства 280 млрд кубометров водорода, что эквивалентно 800 тераватт-часам электроэнергии. Кроме того, нашу ГТС можно использовать для экспорта водорода из Украины в страны ЕС.
По словам директора “Консалтинговой группы А-95” Сергея Куюна, ситуация с водородом может стать подобной ситуации со сжиженным газом, рынок которого взлетел настолько внезапно, что многие заправочники попросту не успели за ним угнаться. Именно поэтому стоит обратить внимание на растущий топливный сектор, который уже существует, но продолжает совершенствовать как методы добычи, так и использования.
Дмитрий Бунецкий, специально для Delo.ua
Источник: delo.ua