Елена Серкиз: как разблокировать налоговые накладные с помощью электронных документов?Налоговые накладные формируют на все операции по поставке товаров и услуг, кроме операций, которые не являются объектом обложения НДС (налог на добавленную стоимость) в соответствии с нормами Налогового кодекса Украины. Эти документы регистрируют плательщики НДС в ЕРНН (едином реестре налоговых накладных). К тому же подавать такие накладные теперь удобно — согласно требованиям Кабмина, налоговые накладные составляются и регистрируются исключительно в электронном виде.
И довольно часто вас может ожидать неприятный сюрприз — налоговую накладную могут заблокировать. О том, как это предотвратить, что делать в случае, когда налоговая накладная все же заблокирована, и как электронный документооборот (ЭДО) помогает в решении этой проблемы, расскажу в авторской колонке для Finance.ua.Почему налоговую накладную могут заблокировать?Налоговая накладная может быть заблокирована, если одновременно не соответствует признакам безусловной регистрации; налогоплательщик соответствует хотя бы одному критерию рисковости или операция имеет хотя бы один критерий рисковости.К основным критериям рисковости налогоплательщиков относят следующие:● регистрация плательщика НДС на основании недействительных или поддельных документов;● регистрация с последующей передачей во владение или управление вымышленным, умершим, без вести пропавшим лицам;● регистрация плательщика НДС и ведение финансово-хозяйственной деятельности без ведома и согласия его учредителей и руководителей;● плательщик НДС — юридическое лицо не имеет открытых счетов в банках, кроме счетов в органах Государственной казначейской службы Украины (за исключением бюджетных учреждений);● плательщик НДС не предоставил контрольному органу налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость за два месяца;● плательщик НДС, являющийся плательщиком налога на прибыль предприятий, не предоставил контрольному органу финансовой отчетности за последний отчетный период;● контрольные органы получили информацию, определяющую рисковость осуществления хозяйственной операции, указанной в налоговой накладной.К основным критериям рисковости хозяйственных операций относятся:● операции, в которых объем поставки товара/услуги равен или больше величины остатка такого товара/услуги;● отсутствие лицензий, удостоверяющих право плательщика налога на производство, экспорт/импорт или оптовую торговлю подакцизными товарами;● подача для регистрации в ЕРНН расчета корректировки на уменьшение налоговых обязательств к налоговой накладной, составленной и зарегистрированной поставщиком на неплательщика НДС, в срок, превышающий 30 календарных дней со дня составления налоговой накладной;● составление расчета корректировки поставщиком к налоговой накладной, составленной на плательщика НДС, если предполагается изменение номенклатуры товара/услуги.Как это предотвратить?Для того чтобы таких ситуаций не случалось, следует своевременно и прозрачно платить налоги, ведь огромное влияние на процесс регистрации налоговой накладной имеет положительная налоговая история плательщика.К тому же признаком безусловной регистрации НН является наличие поданной плательщиком НДС в контрольный орган таблицы данных плательщика с кодами товаров/услуг, которые поставляются и/или получаются таким плательщиком налога.Как ЭДО решает проблему блокирования налоговых накладных?Поскольку бумажная форма документов не предусмотрена для подачи или при разблокировании НН/РК, документы подаются в двух вариантах на выбор плательщика: заверенные должным образом сканы (требования ГНС: форматы jpg и pdf, при этом размер файла не должен превышать 2 МБ) или документы в электронном виде, подписанные КЭП или ЭЦП.Применение электронных документов в этом случае уменьшает в разы затраты времени на поиск, сканирование, заверение и отправку документов. Кроме того, обязательным реквизитом электронного документа является электронная подпись. Наложение электронной подписи придает любому электронному документу статус оригинала и наделяет его полной юридической силой.Таким образом, использование электронного документооборота при формировании и разблокировании налоговых накладных имеет существенные преимущества. При электронном документообороте: 1. Оперативный доступ к документам, быстрота редактирования документов. 2. Эффективное управление движением документов. 3. Все структуры компании могут работать в едином информационном пространстве — это позволяет ускорить согласование документов и принятие решений.4. Снижение финансовых затрат на документооборот и делопроизводство.5. Безопасность и хранение документов — шифрование данных позволяет предотвратить попытку несанкционированного использования информации.Если налоговые накладные уже заблокированы, какие шаги нужно предпринять для разблокирования?1). Налогоплательщик подает в Государственную налоговую службу уведомление о представлении объяснений и копии документов. Они должны быть правильно заверены или предоставлены в электронном виде со всеми соответствующими файлами данных.2). К уведомлению прикрепляются пояснения и копии документов, которые могут подтвердить реальность совершения сделок, отраженных в налоговой накладной/расчете корректировки, регистрация которых приостановлена.3). После отправки сообщения, в течение 5 рабочих дней Комиссия регионального уровня ГНС должна направить решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной в ЕРНН.4). В случае получения отказа в регистрации в Комиссию центрального уровня ГНС в течение 10 рабочих дней плательщик НДС имеет право направить жалобу на решение Комиссии регионального уровня5). В течение 10 календарных дней Комиссия центрального уровня ГНС направляет налогоплательщику решение об удовлетворении или неудовлетворении жалобы. В случае неудовлетворения жалобы и решения об отказе в регистрации налогоплательщик может обжаловать его в суде.Елена Серкиз , Chief Accounting Partner Vchasno
Источник: news.finance.ua