За десять месяцев 2013 года чистый финансовый результат в промышленности сократился на 16%. Опросы руководителей компаний свидетельствуют: в декабре 2013 года выпуск основных отраслей, вероятнее всего, просядет на фоне резкого сокращения внутреннего спроса. Ожидать роста частных инвестиций в такой ситуации не приходится. Большинство опрошенных “Ъ” экономистов ожидают в 2014 году рецессии с вероятностью от 25% до 50%.
Статистика чистого финансового результата (прибыль до налогообложения без учета малого бизнеса, финансового сектора и бюджетников), опубликованная вчера Росстатом, неутешительна. За январь—октябрь 2013 года показатель в годовом выражении просел практически на 16%, а доля убыточных организаций увеличилась до 29,4%. В добывающих отраслях прибыль сократилась на 3%, а убытки увеличились на 40%. Соответствующее соотношение в обработке — 19% и 46%, в строительстве — 6% и 56%, в торговле 6% и 35% соответственно.
Результаты декабрьского исследования деловой активности 5,6 тыс. руководителей крупнейших компаний из основных отраслей промышленности указывают на резкое ухудшение их настроений и ожиданий. Динамика индекса предпринимательской уверенности в декабре по сравнению с прошлогодним показателем заметно ухудшилась в обработке (с -5% до -8%), а в добыче, электроэнергетике и ЖКХ осталась на том же уровне (-5% и 6% соответственно). Оценки спроса на продукцию обработки и добычи устойчиво ухудшаются с сентября 2012 года. Число же респондентов, ожидающих роста выпуска в ближайшие три месяца, в декабре превышало число тех, кто ждет его снижения в добыче на 5 процентных пунктов (п. п.), а в обработке — на 9 п. п. (в июле 2013 года оптимистов было на 29% больше, чем пессимистов в обеих отраслях, после чего это соотношение стало стремительно сокращаться).
Схожие результаты в декабре демонстрируют и оценки индекса промышленного оптимизма ИЭП имени Егора Гайдара, который потерял 4,6 пункта, уйдя в минус под давлением всех составляющих сводного индикатора до худших для второго полугодия 2013 года значений. “Импульсом для резкой корректировки показателя стало увеличение интенсивности падения продаж на 9 п. п. Исходные же данные показали самый высокий декабрьский темп снижения спроса для периода 2009-2013 годов”,— отмечают авторы исследования. Респонденты ИЭП все еще ожидают его восстановления в ближайшее время. Впрочем, с конца 2010 года их ожидания в отношении спроса сильно расходились с фактом. То, что восстановление спроса всерьез не закладывается в планы компаний, доказывают и прогнозы инвестиций: в декабре они сохранили худшие посткризисные значения, но не снизились относительно предыдущих месяцев (по оценкам Росстата в декабре было загружено 64% мощностей, что удовлетворяло 92% респондентов). “Или уже некуда дальше снижаться?” — задают вопрос аналитики ИЭП.
Отдельное внимание обращает на себя соотношение факторов, которые промышленники называли Росстату в качестве основных препятствий на пути роста в декабре 2012 и 2013 годов. За год доля тех, кто говорил о высоком проценте по коммерческим кредитам, вопреки заключениям экономистов из Кремля и Минэкономики заметно уменьшилась (до 20% в добыче и 27% в обработке). На этом фоне проблема недостатка финансовых средств, несмотря на падение прибыли, за год стала заметно менее актуальной для обрабатывающих отраслей, но увеличилась — для добывающих. Зато ухудшение внутреннего и внешнего спроса выходит на лидирующие позиции как для первых, так и для вторых. В такой ситуации промышленникам не до наращивания долгов. Это доказывают и заключения последнего “Обзора финансовой стабильности” ЦБ, где отмечается, что “ухудшение финансового состояния компаний может привести к снижению качества активов банков”. В случае усиления макроэкономических рисков наиболее закредитованные предприятия окажутся уязвимыми в силу низкой рентабельности и высокой долговой нагрузки, тогда как скорость роста внешнего долга корпораций опережает темпы роста финансирования, полученного за счет кредитования и выпуска облигаций.
Большинство опрошенных “Ъ” экономистов указывают, что риски рецессии в условиях сжимающегося внутреннего спроса в 2014 году растут на глазах. Евгений Надоршин из АФК “Система” считает падение экономики неизбежным. Валерий Миронов из Центра развития ВШЭ предвидит рецессию с вероятностью чуть более 50%, а Александр Морозов из HSBC — в 25%. Лишь глава Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева ставит на восстановление внешнего спроса. Впрочем, и это, по ее мнению, предполагает стагнацию с “достаточно высокой вероятностью” в 25-30%.
Источник: investfunds.ru