Довольно часто при покупке через интернет-площадки типа OLX продавцы требуют предоплату. Иногда после получения предоплаты исчезают деньги и сам продавец. Delo.ua выяснило, как не попасться и что делать, если это все-таки произошло
В начале месяца известный IT-предприниматель Давид Арахамия (David Braun) на своей странице в Facebook поделился историей негативного опыта, связанного с использованием сервиса онлайн-объявлений OLX.
“Домой нужны были дрова для камина, всего пару кубов, а в основном торгуют машинами. На OLX жена нашла объявление со старым “отлежанным” аккаунтом и заказала. Попросили предоплату — 1160 грн. Три дня отзванивали, извинялись, что сегодня протупили и не смогли, в общем выглядело все довольно прилично. Потом в конце устали и сказали, что везти не будут и деньги возвращать тоже”, — рассказал предприниматель.
Такая история, увы, не является редкостью, но далеко не все они становятся достоянием общественности.
Delo.ua обратилось в пресс-службу OLX и составило памятку правил для пользователей, следование которым помогут избежать встречи с недобросовестными продавцами и сохранить свои средства.
Три правила, как не попасться на удочку мошенников
1. Обращайте внимание на стоимость
Слишком заманчивое предложение должно вызвать сомнения. Прежде чем совершить сделку, изучите другие варианты в нужной категории товаров. Так у вас будет возможность ориентироваться на среднерыночную цену. Низкая стоимость может служить для привлечения внимания доверчивых пользователей. Кроме того, некоторые продавцы просят вносить предоплату.
В OLX не советуют вносить предоплату, особенно в случае крупных покупок.
Если этого не избежать, то предоплата должна быть зафиксирована, чтобы при необходимости можно было доказать факт передачи денег.
2. Содержание объявления также важно
Текст. Стоит с осторожностью относиться к объявлениям, которые содержат орфографические ошибки, наличие текста транслитом, а также неполное описание товара.
Контакты продавца. Имя автора не должно быть вымышленным, написанным на непонятном языке или содержать в себе набор символов. Также проследите, чтобы в поле “телефон” был указан номер, который принадлежит украинским операторам.
Фото. Можно проверить изображения с товаром на подлинность. Это можно сделать в поисковой системе. Достаточно загрузить туда нужную картинку, чтобы увидеть, повторяется ли она где-то еще. Не лишним будет попросить дополнительные фото товара. Честный продавец легко сможет выполнить вашу просьбу.
Чтобы обезопасить сделку, у вас на руках должно быть как можно больше ее деталей. Старайтесь избегать наличного расчета — его сложно подтвердить фактами, если придется разбираться. Также лучше обсуждать детали сделки в переписке, а не по телефону. У каждого объявления есть свой уникальный номер — ID. Его следует зафиксировать, чтобы на случай удаления объявления его можно было передать в сервисную службу OLX для дальнейшего внимательного отслеживания его автора на предмет недобросовестного поведения.
Что делать, если столкнулся с недобросовестным продавцом
Сразу по факту стоит обратиться в киберполицию и службу поддержки OLX. Сообщить о проблеме можно и на официальной странице в Facebook. После составления заявления о факте мошенничества правоохранительные органы смогут привлечь недобросовестного продавца к ответственности. А по их официальному запросу платформа предоставит необходимые данные.
Чтобы ускорить процессы, напишите в службу поддержки, предоставив следующие детали сделки:
- фото/отсканированную копию/скриншот документа об оплате;
- товарно-транспортную накладную;
- прямую переписку;
- имя и номер телефона автора;
- уникальный номер объявления или ссылку на товар.
Кроме того, оперативное обращение в центр поддержки поможет предотвратить последующие действия нарушителя и ограничить ему доступ к ресурсу, а также поспособствует повышению безопасности сервиса.
Можно ли вернуть деньги
КОММЕНТАРИЙ ПРОЦЕССИНГОВОГО ЦЕНТРА ПУМБ:
В случае, если клиент стал жертвой мошенников, попробовать вернуть сумму задатка можно. Для этого клиенту необходимо обратиться в банк, с карты которого был осуществлен залоговый платеж. В данном случае, вероятно, осуществлялся Р2Р перевод — то есть перевод денежных средств физлицами с карты на карту.
С технической стороны процедура полностью законна и ни банк, ни платежные системы не имеют оснований для отмены платежа. Но в рамках борьбы с мошенническими действиями банк, клиентом которого является пострадавшая сторона, по просьбе клиента может отправить запрос в банк, на карту которого был переведен задаток. Банк сообщает, что собственником карты осуществляются мошеннические действия и просит уточнить, была ли снята сумма задатка со счета получателя средств. В свою очередь банк, получивший такой запрос, обычно, лимитирует карту по которой открыто разбирательство. При этом пострадавшая сторона должна предоставить банку-эмитенту карты получателя справку из правоохранительных органов (выдается после подачи заявления).
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram
Источник: delo.ua