Ростислав Кисиль, основатель и президент международной почтово-логистической группы компаний Meest, о конкуренции, работе с китайским рынком и новых налоговых вызовах
Как вы оцениваете рынок почтовой логистики в Украине? Какие тренды и перспективы видите?
Ежегодно рынок почтовой логистики растет огромными темпами. Конечно, основным катализатором изменений и инноваций являются наши потребители — потребности и спрос, которые они генерируют. В Украине наблюдается тренд реформирования IТ-инфраструктуры в плоскости внедрения новейших ERP- и WMS-систем, роботизации операционных процессов и использования Data Science. Заметна тенденция перехода от многоканальных к омниканальным технологиям продаж и перестройка операционных процессов для увеличения качества и скорости обслуживания клиентов. В 2018 году наблюдалась активная деятельность почтово-логистических компаний в развитии фулфилмент-направлений и сортировочных линий, а также попытки развития международной деятельности.
Я считаю, что важнейшим трендом является создание новых форматов отправки и получения посылок, таких как мини-отделения и почтоматы. Последний тренд, кстати, больше всего касается Meest, ведь мы стали лидерами по количеству почтоматов в Украине.
Весной 2018-го мы приобрели 1900 функционирующих аппаратов, расположенных в сетях ПриватБанка и А-Банка. Дополнительно начали установку новых 1000 почтоматов в удобных для потребителей местах. 40% из них работают круглосуточно, и мы будем увеличивать их количество. Наши клиенты проявили значительный интерес к новой услуге. Теперь доля поставок Meest Express в почтоматы составляет 35-40%. В мобильном мире растет потребность быстрой и удобной доставки. Клиенты хотят получать и отправлять посылки в близких к работе или дому локациях, быстро, без очередей, без дополнительного контакта с сотрудниками почтово-логистических компаний и, самое главное, в любое время. Почтоматы — идеальное предложение для обеспечения такого спроса.
Ваша компания была новатором в области почтовой логистики в Украине и предложила широкий спектр услуг. Какие проекты вы развиваете здесь сегодня?
С момента создания компании нашим приоритетом всегда были инвестиции в Украину и инновационные услуги для Украины. Мы вложили в развитие отечественного бизнеса более $100 млн и создали около 20 предприятий под торговыми марками Meest и Росан. Самая известная из них — Meest Express. Это компания, которая уже много лет занимает лидирующие позиции на рынке курьерской доставки. Рядом с ней выросла компания Meest Cargo, специализирующаяся на международной доставке габаритных грузов. Meest Money Transfer — хорошо известный и надежный партнер в сфере международных денежных переводов из Северной Америки и Европы. А предприятие РосанПак является безоговорочным лидером по производству пластиковой упаковки. Кстати, Росан — крупнейший частный международный почтовый оператор Украины — недавно отпраздновал свое 25-летие. Кроме того, Meest является партнером многих известных брендов по доставке покупок, совершенных в иностранных онлайн-магазинах. Мы работаем с Next, Bonprix, Born2Be, Answear, Lamoda, YesSport и доставляем онлайн-покупки из Китая, США, Италии, Великобритании и многих других стран по любому удобному для пользователей адресу.
За последние годы на рынке почтово-логистических услуг значительно выросла конкуренция. Является ли это для вас катализатором и кого считаете своим основным соперником?
Конкуренция мотивирует нас работать еще лучше и создавать новые уникальные услуги для наших клиентов, проводить инновационные изменения, что мы и делаем непрерывно. Если говорить о глобальном рынке, то мы соревнуемся с мировыми лидерами почтово-логистического рынка, в том числе и с национальными почтами.
Хорошим примером наших международных достижений является выигрыш тендеров по доставке онлайн-заказов NEXT в Украину. Ранее эту работу выполняла компания DHL. Другим успешным примером того, что на иностранных рынках мы занимаем лидирующие позиции, является то, что Meest начал сотрудничество с ведущими китайскими ритейл-площадками и доставляет около 120 тыс. посылок ежемесячно в Польшу и Чехию, в том числе из онлайн-магазинов Alibaba Group. С осени 2018 года продавцы Ali Express имеют возможность доставлять покупки своим клиентам в Украине с помощью Meest, мы находимся в их официальном авторизованном списке почтово-логистических компаний. 70% посылок C2C из Америки и Канады в Украину также доставляет компания Meest.
Какова по объему сеть отделений Meest и какие планы по ее развитию?
Группа компаний Meest была создана как мост между диаспорой Канады и Украины еще в 1989 году. Сегодня это уже большая международная группа, которая объединяет Украину с другими странами и работает не только в сфере почтовой логистики, но и разрабатывает многочисленные проекты в области производства промышленных товаров, строительства и многих других.
В Украине на сегодня более 2,6 тыс. пунктов приема-выдачи посылок. Если говорить о Польше, то там больше 9 тыс., в США и Канаде — 450. Meest стал лидером по количеству пунктов приема посылок в Казахстане среди частных почтово-логистических операторов — 150 отделений в самых крупных городах страны.
Планируем наращивать количество пунктов приема-отправки посылок в странах присутствия. Цель в 2019 году — увеличить их число на 50% в Польше, Украине и Казахстане. Аналогичные сети мы будем развивать и в других странах: планируем выход на скандинавские рынки. Фактически сегодня мы обслуживаем все европейские страны.
В последнее время наблюдается бешеный рост рынка электронной коммерции не только в Украине, но и во всем мире. Вы учитываете это при составлении планов развития компании?
Хочу отметить, что одно из главных направлений нашей деятельности— сопровождение интернет-покупок не только в Украине, но и во многих странах мира. Мы хотим войти на мировой рынок настолько, насколько нам хватит сил и возможностей. Очевидно, что все перемещается в интернет, и электронная торговля имеет огромные перспективы, поэтому мы работаем в этой области.
Несколько лет назад мы создали уникальный проект myMeest — инновационный сервис доставки покупок из онлайн-магазинов всего мира. В этом году мы вышли с проектом в Казахстан и Узбекистан. На очереди Израиль, Чехия, Венгрия, Румыния, страны Балтии и другие.
Последний закон парламента предлагает возложить на почтового/логистического оператора функции таможенного агента. Как вы относитесь к таким нововведениям и готовы ли к таким вызовам? Создаст ли это дополнительные трудности для компании?
Норма "о трех посылках", проголосованная в 2017 году, — это разумное компромиссное решение, которое бы не ущемляло украинских потребителей и удовлетворяло бы игроков украинского рынка в области международной почтовой логистики.
Уменьшение безналогового лимита не принесет государству никаких выгод, кроме увеличения коррупционных и контрабандных схем и недовольства части граждан: интернет-потребителей, которые покупают товары в иностранных интернет-магазинах; работников, которые присылают помощь своим близким (детям, родителям, родственникам); диаспоры, которая направляет миллионы посылок близким или нуждающимся — сиротам, участникам военных действий.
Неудивительно, что согласно этому законопроекту для юридических и физических лиц-предпринимателей остается 150 евро. Это "подарок" для внутренних ритейлеров, которые имеют организованные схемы ухода от налогообложения через физических лиц-предпринимателей и продают импортный товар на внутреннем рынке гораздо дороже, чем он стоит за рубежом.
После принятия данной инициативы мы прогнозируем уменьшение объема международных посылок в Украину на 25-35%, что спровоцирует уменьшение поступлений в государственный бюджет страны за счет налога на прибыль.
Почтово-логистические компании приспособятся и диверсифицируют свою деятельность в других интересных направлениях, а обычный потребитель пострадает, поскольку, покупая некоторые товары на внутреннем рынке, необходимо будет платить значительно больше, чем за рубежом.
Источник: delo.ua