Банки не готовы выполнять новые правила возврата людям денег на карточки

Нацбанк обяжет украинские банки оперативно возвращать людям украденные с карточек деньги. Средства должны будут возвращать на следующий день после пропажи, и только после этого затевать расследования. Все это выписано в проекте постановления регулятора («О внесении изменения в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины»), который опубликован для изучения. Но пока не утвержден и не заработал.

Вступление в силу революционного документа прогнозируют в июле 2019 года.

«В настоящее время отношения между банком и клиентом по использованию платежных карт регулируются законодательством Украины и заключенными договорами между клиентом и банком. Как правило, в договорах банки возлагали всю ответственность за совершенные переводы средств на пользователя», — объяснили UBR.ua ключевое правило в пресс-службе НБУ.

Как правильно выбрать депозит. Семь главных правил

В новом документе центробанк заложил новый алгоритм действий в случае пропажи денег и в нестандартных ситуациях, и четко его выписал:

  • Банк обязан не позднее следующего рабочего дня, после получения сообщения о краже, восстановить остаток средств на счете до уровня, каким он был перед сомнительным переводом.
  • Если банк посчитает действия клиента неправомерными, и сообщит об этом в правоохранительные органы, то деньги можно не возвращать. По крайней мере, пока не закончится расследование.
  • Кражи в пределах 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (сейчас — 340 грн.) могут вообще не рассматривать. Банк может их не возвращать. Финансисты назвали это франшизой. Например, в Европе ее размер составляет до €50.
  • Банки обяжут сделать все, чтобы на дебетовых картах никогда не появлялась задолженность. Иногда такие оплошности случаются. Например, если человек все снял со счета, а банк взыскал плату за обслуживание пластика.
  • Карточные кражи

    Впрочем, банкиры пока не готовы к оперативным возмещениям карточных потерь, тем более до расследования. И готовы доказывать свою точку зрения в суде.

    Нацбанк взвинтил карточные комиссии и повысил лимит по операциям

    «По действующим правилам, банк должен доказывать вину клиента в списании денег, если тот подает на него в суд. Но есть одна оговорка: если произошла электронная идентификация клиента (ввели нужный пин-код), то это не вина банка. Насколько видно из нового проекта, эту норму хотят убрать. То есть мы должны будем доказать в суде, что клиент что-то передал кому-то. Только поработав с судебной практикой, можно будет понять, как постановление будет работать», — отметил в беседе с UBR.ua начальник управления безопасности операций с банковскими платежными карточками службы банковской безопасности Укргазбанка Евгений Даскаль.

    Расследование карточных списаний

    Финансисты напирают на то, что требование об обязательной компенсации украденных денег утвердят всего лишь постановлением Нацбанка. А в действующем законе о платежных системах его нет, то есть новое постановление НБУ будет противоречить профильному закону.

    Это очень важный нюанс для тех, кто пойдет судиться с банками. Ведь верховенство закона над прочими документами никто не отменял. Потому суды наверняка будут принимать решения по букве закона, а не постановления.

    «НБУ предлагает по любому обращению клиента о несанкционированной операции в течении суток зачислить деньги обратно на счет. Напомню, закон о платежных системах обязывает банки разбирать такие случаи до 90 дней — это максимальный срок. Поэтому любой «чих» исполняться не будет. Банки будут реагировать и исследовать обстоятельства, которые привели к потере денег. Если клиенты не будут согласны с таким подходом или не будут удовлетворены результатами рассмотрения их дела, они безусловно пойдут в суд», — сказал UBR.ua директор Украинской межбанковской Ассоциации членов платежных систем ЕМА Александр Карпов.

    MasterСard увеличила лимит оплаты без PIN

    Сейчас эмитент карты при несанкционированном списании, проводит внутреннее расследование. Оно включает в себя:

    • общение с клиентом;
    • просмотры видео с камер наблюдения (например, с банкоматов),
    • общение с банками-эквайерами.

    Если банк доказывает, что человек жульничал или неумело пользовался картой (например, разглашал свой ПИН-код, CVV или отдавал пластик третьим лицам), то он ничего не возмещает.

    Карточные расследования против держателей

    В случае утверждения нового постановление в данной редакции, финансисты обещают каждый раз во всем винить владельцев карт, пачками составляя соответствующие заявления в правоохранительные органы. Только бы не платить автоматическую компенсацию.

    «Банки будут заинтересованы передать все на правоохранительные органы. Чтобы не восстанавливать сразу же баланс по картам, по которым прошли подозрительны или мошеннические транзакции», — заверил UBR.ua заметила начальник управления риск-менеджмента Банка Кредит Днепр Анна Колесникова.

    ПриватБанк предупредил о мошенниках, предлагающих 10 тыс грн

    При таком подходе банкирам не придется аккумулировать специальные фонды под карточные компенсации.

    «Скорее всего, на этапе внедрения изменений, пока банк не увидит реальный размер убытка — выделять под это специальные фонды для компенсаций нет смысла», — считает Колесникова.

    Как и прежде, для сокращения потерь от мошенников, банкиры продолжат вводить лимиты на разные виды карточных операций.

    «Ограничения возможны, но все-таки в рамках. Мы не можем, например, запретить клиенту получать деньги в банкоматах заграницей. Лимитирование по транзакциям есть и сейчас, но их могут снимать сами люди через те же мобильные приложения», — говорит Даскаль.

    Правила пользования картами

    В случае утверждения революционных норм вышеупомянутым постановлением, банкиры готовы серьезно переписать правила выпуска и использования карточек. Как именно — пока не говорят. Еще они собираются ужесточить правила фрод-мониторинга (мониторинга платежного потока с целью выявления мошеннических действий).

    На начальном этапе автоматическую компенсацию украденных денег собираются запустить только VIP-клиентам.

    «Сходу отказывать в возврате денег не будут, но и угождать клиенту по принципу «чего изволите» — тоже никто не собирается. В каждом случае будет изучаться история взаимодействий с банком, подниматься видео из банкомата, а также проверят были ли у других финучреждений претензии к пострадавшему. В том числе, и через бюро кредитных историй, через межбанковскую систему обмена информацией Exchange Online и через любые другие информационные источники, которые доступны банкам», — уверен Карпов.

    Источник: ubr.ua

    No votes yet.
    Please wait...

    Залишити відповідь

    Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *