Эксперты и участники рынка убеждены, что реформа системы контроля за оборотом нефтепродуктов соответствует интересам государства, потребителей и топливного рынка
Введение лицензирования производства, торговли и хранения топлива позволит сократить объемы теневого рынка, обеспечить увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет и защитить потребителей от фальсификата. Также это будет способствовать повышению качества конкуренции на рынке нефтепродуктов в Украине.
К такому выводу пришли участники пресс-конференции, которая состоялась 28 мая 2019 года пресс-центре информационного агентства “Украинские Новости”.
Как известно, 23 ноября 2018 года Верховная Рада Украины приняла Закон №2628, который предусматривает следующий комплекс мероприятий по усилению контроля за оборотом нефтепродуктов:
1. Введение с 1 июля 2019 года лицензирования производства, хранения, оптовой и розничной торговли горючим;
2. Модернизация системы электронного администрирования реализации топлива (СЕАРП) с учетом топлива на каждом акцизном складе;
3. Запуск новой системы контроля за фактическим оборотом и остатками горючего на акцизных складах с использованием современных средств измерительной техники (расходомеров и уравнемеров).
4. Усиление ответственности за нелегальные операции с горючим.
“Новые правила не являются украинским ноу-хау, это адаптированная европейская практика. Если страна хочет наполнять государственный бюджет, обеспечить граждан качественным топливом и обеспечить безопасность на заправочных станциях и нефтесберегающих комплексах — другого пути нет”, — заявила президент Нефтегазовой ассоциации Украины Неля Привалова.
Она напомнила недавний взрыв сжиженного газа в Кропивницком, который возник в результате функционирования нелегальной АГЗС и фактически незаконного пункта по перегрузке газа.
Участники мероприятия подчеркнули, что предложенный механизм лицензирования — это просто проверка законности и безопасности работы мест производства, хранения, оптовой и розничной торговли горючим, а также их прозрачная и публичная идентификация для общества.
“Для получения лицензии не нужны никакие новые документы. Это документ на землю, акт ввода в эксплуатацию или документ на право собственности, и разрешение на эксплуатацию объекта повышенной опасности. Для тех, кто не имел таких документов, было дополнительное время (семь месяцев) для их оформить”, — подчеркнула Привалова.
В свою очередь, директор по коммерческим вопросам ОАО “Укргаздобыча” Сергей Федоренко заявил, что необходимость усиления контроля за оборотом нефтепродуктов не вызывает сомнений, ведь компания фиксирует массовые случаи торговли фальсификатом и ощущает распространенность наличных расчетов среди промышленных потребителей горючего.
“Каждый месяц по самым консервативным оценкам в неизвестном направлении растворяется 30-40 тысяч тонн газового конденсата, который вполне легально продают небольшие добытчики. А потом на рынке, как правило за наличные, без уплаты акцизного налога и НДС, появляется горючее неизвестного происхождения, с которым мы, легальный национальный производитель, не можем конкурировать”, — рассказал Федоренко.
Топ-менеджер “Укргаздобычи” добавил, что как в любом новом деле при получении лицензий и оборудовании нефтебаз и производств уровнемерами и счетчиками возникают вопросы, но “их нужно решать, получать официальные разъяснения, разговаривать с налоговой, а не просто отменить данную инициативу или перенести на год или два”.
Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн отметил особенность отечественного бизнеса откладывать все напоследок, в связи с чем сегодня раздаются призывы отложить, а фактически отменить реформу.
“Все требуют реформ, но все их боятся. Эта реформа, как и электронное администрирование НДС, акциза, или контроль за целевым назначением авиакеросина пройдет быстро и незаметно для тех, кто работает в правовом поле”, — заявил эксперт.
По его словам, реформа не грозит ни стабильности рынка, ни интересам потребителей.
Участники мероприятия напомнили, что сейчас в Украине с нарушениями работают менее 1500 заправок и неопределенное количество складов нефтепродуктов. Объем реализации топлива через нелегальные заправочные пункты достигает 40 тысяч тонн. Теневой рынок, в частности в сегменте дизельного топлива составляет 20%, а сжиженного газа — 30-50% в зависимости от региона. Прогнозные потери государственного и местных бюджетов в 2018 году составили около 10 млрд грн.
Источник: delo.ua