В 2018 году в Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» № 996-XIV от 16.07.1999 г. произошли существенные изменения. Их суть состояла в расширении списка юридических лиц, обязанных публиковать годовую финотчетность (ФО) вместе с независимым аудиторским заключением. Для многих юридических лиц процедура проведения обязательного аудита финансовой отчетности является новой. Соответственно, у их руководителей и бухгалтерских служб возникают вопросы, в которых стоит разобраться.
Распространяется ли обязанность проведения аудита финотчетности за 2019 год на ООО, принадлежащие к разряду средних и крупных?
Да, такая обязанность существует. Согласно Закону № 996-XIV все средние и крупные юридические лица, не выпускающие ценные бумаги, должны публиковать ФО по итогам года вместе с аудиторским отчетом. Это касается и отчетности за 2019 год, крайний срок обнародования которой – 1 июня 2020 г.
Каким стандартам должна соответствовать ФО юридического лица: Международным стандартам финотчетности (МСФО) или Положениям (стандартам) бухучета (П (С) БУ)?
В соответствии с нормативными актами МСФО является концептуальной основой для следующих юридических лиц:
- Банки и страховщики.
- ПФ негосударственного типа.
- Акционерные общества, относящиеся к категории публичных.
- Крупные предприятия.
- Эмитенты ценных бумаг, допущенных к реализации на биржевых аукционах.
- Прочие финучеждения, за исключением микро- и малых фирм.
- Предприятия, занятые добычей полезных ископаемых для государства.
- Субъекты некоторых видов деятельности согласно списку, утвержденному Постановлением КМУ № 419 от 28.02.2000 г.
- Предприятия, оказывающие услуги финансового характера, за исключением пенсионного обеспечения и страхования (раздел 64 КВЭД ДК 009; 2010).
- Организации, основным направлением деятельности которых является негосударственное пенсионное обеспечение (группа 65.3 КВЭД ДК 009; 2010).
- Юридические лица, занятые деятельностью вспомогательного характера в сфере страхования и финуслуг (раздел 66 КВЭД ДК 009; 2010). Исключением является вспомогательная работа в области страхования и пенсионного обеспечения (гр.66.2 КВЭД ДК 009; 2010).
Предприятия, занятые в остальных сферах, составляют финотчетность по П (С) БУ. Но руководители юридических лиц, не вошедших в вышеуказанный перечень, имеют право самостоятельно принять решение о применении МСФО.
Существует ли разница в процедуре обязательного аудита ?
ОПФ, или организационно-правовая форма общества, никак не влияет на процесс проведения аудита ФО. Однако Международные стандарты аудита, Закон Украины № 2258-VIII от 21.12.2017 г. «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности», а также регуляторы (Нацкомфинуслуг, НКЦБФР и прочие) предъявляют конкретные требования к этой процедуре.
Соответственно, структура экспертного отчета будет зависеть от ОПФ и масштабов предприятия, наличия в его составе филиалов и их местонахождения, объема и сложности проводимых операций. Чем крупнее компания – тем больше времени будет занимать проверка.
Требуется ли проведение тендера при выборе аудитора, необходимо ли размещать сведения о нем в интернете и СМИ?
По Закону Украины № 2258-VIII от 21.12.2017 г. обязанность выбора аудитора на конкурсной основе возлагается на юрлица, представляющие общественный интерес. В их число входят:
- Банки.
- Страховщики.
- Предприятия из разряда крупных.
- Предприятия, выпускающие ценные бумаги, которые будут реализоваться на биржевых торгах.
- Другие финучреждения и ПФ, кроме микрокомпаний и малых предприятий.
Кроме того, тендеры на аудиторские услуги должны объявлять предприятия, обязанные закупать что-либо публично в соответствии с Законом Украины № 922-VIII от 25.12.2015 г.
Как гласит закон № 2258-VIII от 21.12.2017 г., критерии отбора аудиторов при проведении тендеров должны быть прозрачными и недискриминационными. Требования к специалистам, которым будет доверена проверка, необходимо публиковать официально.
Источник: сайт аудиторской компании “Аудит-Оптим” (Киев).