Они также могут подорвать курс гривни
share
Давление на китайских инвесторов “Мотор Сич” может стоить украинской экономике катастрофических потерь: утрата крупнейшего экспортного рынка и финансовые санкции в международном арбитраже превысят сумму $ 10 млрд и могут подкосить балансирующую на грани кризиса украинскую экономику и “сорвать” шаткую стабильность курса гривны.
Андрей Пилипенко, Член правления Украинско-китайского инвестиционного клуба, предупреждает, что реакция Пекина на действия Украины против китайских инвесторов “Мотор Сич” может быть тихой, но очень ощутимой.
Подпишитесь на канал DELO.UA
“1 февраля принесло сразу два очень плохих и даже пугающих сигнала в ответ на украинские санкции против акционеров “Мотор Сич” и маски-шоу на заводе в день проведения собрания акционеров. И это уже не сфера дипломатии или политики — произошедшее должно заставить нервничать весь украинский крупный экспортный бизнес, в том числе в сфере металлургии и аграрки. Утром из Пекина пришел месседж с брифинга внешнеполитического ведомства Китая, которое заявило о неприемлемости односторонних санкций в отношении компаний из КНР, и потребовало от Украины защитить законные права и интересы китайских акционеров “Мотор Сич”. Второй плохой сигнал — нота, полученная по информации СМИ, украинским МИД от китайских коллег. Хотя глава украинского МИД Дмитрий Кулеба и уверял, что кейс “Мотор Сич” далек от дипломатических отношений между Киевом и Пекином, нота в адрес МИД Украины говорит обратное: глава внешнеполитического ведомства Украины либо пытался выдавать желаемое за действительное, либо недооценил важность происходящего. Первое — банальный обман, а второе — повод задуматься об адекватности мировосприятия главы украинской дипломатии”, — описывает эксперт первые реакции КНР на происходящее вокруг “Мотор Сич”, и подчеркивает, что над Украиной уже сгущаются грозовые тучи.
Читайте также:
Зеленский: пока я президент, "Мотор Сич" китайцам продана не будет
На свежайших примерах ряда стран член правления Украинско-китайского инвестиционного клуба приводит экономические последствия встречных санкций со стороны КНР за недружественные выпады.
По подсчетам Oxford Economics и Американо-китайского делового совета политика Трампа в торговых войнах и ограничениях против КНР стоила экономике США 245 тысяч рабочих мест, а миллионы американских домохозяйств ежегодно тратят лишние $ 800 — это цена ввозных пошлин на ходовые потребительские товары китайского производства для каждого “маленького американца”. Об ощутимых потерях говорят американские металлурги, промышленники, фермерское лобби. ЕС, политика которого в противостоянии Пекина и Вашингтона неоднородна и часто противоречива, вообще избегает прямой конфронтации с КНР и подписывает так называемую “инвестиционную сделку”, устанавливающую правила взаимного инвестирования, защиты инвестиций и ограничения.
Наиболее жестоко Пекин проучил Австралию — страна сильно зависима от экспорта в КНР, а ее экономика похожа на украинскую своей сырьевой ориентацией. Страна несколько лет зеркально повторяла действия США против КНР, рассказывает Андрей Пилипенко: “То запретит компании Huawei принимать участие в развитии сетей 5G на своей территории, то поддержит вашингтонскую критику китайских властей по поводу “чувствительных” территорий КНР, а в 2020 году австралийские политики совсем погорячились и в мае инициировали международное расследование об источнике происхождения коронавирусной инфекции COVID-19 — фактически, обвинив КНР в глобальной диверсии”.
В ответ на это Пекин разворачивает спектр официальных и неформальных мер против товарных поставок из Австралии: усложнение таможенных процедур и пересмотр таможенных тарифов, рекомендации китайским компаниям сократить импорт товаров из Австралии, сократить сотрудничество в ряде других отраслей. Ограничения коснулись от поставок лобстеров до железной руды. Эффект “майских инициатив Пекина” не заставил себя долго ждать: миллиардные потери австралийских экспортеров, стране грозит утрата до 6% ВВП только из-за ограничений в торговле со стороны КНР.
“Быстро найти альтернативу китайскому рынку в условиях сужающегося глобального спроса у Австралии не получится. А на китайский рынок вместо австралийцев моментально выстроились очереди желающих занять высвобождающиеся ниши — проблем с замещением у Китая не возникает”, — проводит параллели Пилипенко, и добавляет: “Украинские аграрии и поставщики железорудного сырья тоже могут сказать “спасибо” Канберре за ее безрассудство в отношениях с Китаем — в том числе и благодаря ее пикировкам с КНР наш экспорт в Поднебесную взлетел в ушедшем 2020 году в два раза, превысив $ 7 млрд. Это почти 15% всего украинского экспорта. Представьте себе, что Пекин хотя бы неформально “подтянул гайки” нашим экспортерам в ответ на маски-шоу на “Мотор Сич”. Помимо того, что Украине светит лишиться $ 3,5 млрд через международный арбитраж, суммарные потери могут достичь свыше $ 10 млрд — в масштабах украинской экономики это астрономические цифры. А их потеря — путь к экономической катастрофе”.
Давлением на китайских инвесторов на “Мотор Сич” украинские государственные органы загнали страну в экономический тупик: украинские экспортеры не смогут рассчитывать на лояльное отношение в КНР, равно как Украине вряд ли следует ожидать выгодных условий экспорта или быстрого продвижения к зоне свободной торговли с КНР.
“Стратегически Украина предприняла очень неверный шаг. Во-первых, как и Австралия, которая “зеркалила” меры США против КНР, мы не получим спасительных денег из Вашингтона, а будем самостоятельно барахтаться в своем экономическом коллапсе под аккомпанемент заверений в дружбе и стратегическом партнерстве из-за Атлантики. Во-вторых, Украине в обозримой перспективе не удастся добиться торговых преференций от единственной растущей в мире бездонной экономики Китая. Общеизвестно, что Украине соглашение о торговле с Китаем нужнее и выгоднее, чем самому Китаю”, — подытоживает Андрей Пилипенко.
Экономист Алексей Кущ также прогнозирует, что КНР будет искать замену такому непредсказуемому поставщику как Украина практически во всех отраслях, ведь Киев так и не смог наладить прагматичный диалог со своим торговым партнером №1. Помимо этого кейс “Мотор Сич” послужит очень плохим сигналом для инвесторов из многих стран: “Во-первых, любой инвестор будет понимать, что стратегические решения принимаются не в Киеве, а в Вашингтоне. Во-вторых, это усложнит отношения с самим Китаем. Китайцы заходили в Украину через систему политического лобби, сотрудничество было согласовано на высшем уровне, и с их точки зрения именно Украина нарушила все договоренности. В ближайшее время на любом сотрудничестве с Китаем можно поставить крест. Кроме того, мы теряем всю Юго-Восточную Азию как сферу экономического сотрудничества”, — предупреждает Кущ, а также говорит, что Украина может забыть о сотрудничестве с аналогом МВФ — Азиатским банком развития инфраструктуры, где одну из ведущих ролей играет Китай.
Источник: delo.ua