Как загрузить заказами судостроительные заводы Украины

Украинское судостроение все еще имеет нереализованный потенциал. Чтобы загрузить мощности предприятий заказами не обязательно выходить на внешние рынки — в Украине есть спрос на суда для внутренних водных путей

Украинское судостроение имеет славное прошлое. На отечественных верфях ранее ежегодно производили десятки торговых судов и военных кораблей, вплоть до авианосцев. Однако за последние 15-20 лет судостроительные заводы растеряли былую мощь, хоть и сохранили производственный потенциал.

Какая же сегодня роль судостроения в мире и за счет чего можно оперативно загрузить производственные мощности украинских предприятий?

В 2017 году в мире было построено судов 100 млн тонн валовой регистровой вместимости (grossregistered tonnage, GRT). Это миллиарды долларов США. Однако ¾ мирового рынка судостроения занимает три государства: Китай (36%), Южная Корея (21%) и Япония (21%). Еще 15% производства приходится на европейские верфи, а 5% — на другие страны Азии. Украина входит в 2% производителей, и ее роль на глобальном рынке сейчас практически незаметна.

В последние годы усилились переговоры об объединении судостроителей Китая и Южной Кореи. Это необходимо для привлечения большего пула заказов и улучшения конкурентоспособности производителей. Ведь развитие судостроения, в частности проведение научно-исследовательских работ в отрасли, — достаточно ресурсоемкий процесс, требующий внушительных долгосрочных инвестиций. От масштаба компании зависит скорость ее развития.

Почему судостроение привлекает таких серьезных участников рынка?

Согласно расчетам ЦТС-Консалтинг на примере украинской экономики, для строительства 1 тыс. тонн дедвейта (DWT, вес, который будет перевозить судно) потребуется $1,5 млн инвестиций. Это позволит создать 6 новых рабочих мест, обеспечить $2,3 млн потребления в смежных отраслях, выплатить около $820 тыс. заработной платы и произвести $787 тыс. отчислений в бюджеты.

Украине для перевозки грузов по морям и рекам нужны миллионы тонн дедвейта. Например, грузоподъемность одной баржи, с помощью которых перевозят зерно по Днепру составляет до 5000 тонн.

Однако у судостроения Украины сегодня практически нет заказов. Мы недавно были на заводе, который раньше выпускал авианосцы. Там до сих пор есть оборудование, с которым можно делать крупноузловую компоновку больших судов, например, авианосцев. Но сегодня предприятие вынуждено заниматься перевалкой грузов, чтобы выжить.

Наши судостроители поставлены в совершенно неравные условия с другими странами. Отрасли требуется поддержка со стороны государства. Какая именно? Можем посмотреть на примере стран-мировых лидеров в этом секторе экономики.

Поддержать нельзя забыть

Мы изучили условия работы судостроительных предприятий в 9 странах мира, которые являются лидерами в этом сегменте машиностроения: Германия, Италия, Голландия, Финляндия, США, Южная Корея, Япония, Китай и Россия.

Есть, как минимум, 8 типовых видов поддержки, которые может оказывать государство: от дотаций на строительство судов и субсидирования (во всех перечисленных странах) до национализации предприятий (в Италии и Японии).

Что еще может предложить государство для повышения конкурентоспособности предприятий такого профиля?

  • кредитную помощь производителю для уменьшения стоимости судна;
  • кредитную помощь покупателю или арендатору;
  • налоговые льготы в виде списания части налогов, использование безналоговых резервных фондов и отсрочек налоговых платежей;
  • финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ и др.

В Украинском законодательном поле из всего перечня существуют только налоговые и таможенные льготы. Но они имеют скорее декларативный характер и ими практически невозможно воспользоваться.

Что мы имеем в результате? Удорожание стоимости производства и неконкурентноспособную продукцию на мировом рынке. Есть примеры, когда украинские компании проигрывали тендеры европейским судостроителям исключительно по цене. При том, что заработные платы у наших конкурентов в разы выше украинских. Льготные кредиты и государственная поддержка с лихвой перекрывают эту разницу.

Для иностранных заказчиков есть еще один существенный фактор, который ограничивает интерес к размещению заказов на суда в Украине. Сейчас на территории нашей страны идут боевые действия. И клиенты просто боятся размещать заказы. Поэтому нужны государственные гарантии возврата инвестиций в случае форс-мажорных обстоятельств.

Внутренний ресурс

Но не стоит смотреть исключительно на внешние рынки. Один из наиболее перспективных рынков сбыта продукции украинского судостроения — Украина. А точнее развитие внутренних водных перевозок, в первую очередь по Днепру. Сейчас по этой реке перевозится около 4,5 млн тонн полезных грузов в год. По нашим оценкам потенциал 11 областей, имеющих удобный выход к Днепру — 16-18 млн тонн грузов в год. В первую очередь, речь о зерновых грузах, с перевозкой которых по железной дороге каждый год возникают сложности.

Для реализации такого сценария есть условия и спрос от грузовладельцев. Но в Украине нет флота в достаточном количестве. Чтобы перевезти эти грузы, по нашим оценкам, необходимо построить 250-300 судов. Это и барже-буксирные сцепки для работы исключительно на ВВП, и суда типа река-море, которые способны совершать морские рейсы. С учетом того, что каждый украинский судостроительный завод (их реально до 10) может строить от 5 до 10 судов в год, им будет обеспечена загрузка на 3-6 лет.

Но заказчики, которые готовы строить суда, говорят, что в Украине это слишком дорого, в частности, из-за дорогого кредитования. Как результат, не удается добиться разумной окупаемости проектов.

Мы считаем, что сейчас мяч на стороне государства. Реализация государственной программы поддержки судостроения, принятие законодательных решений должно подтолкнуть развитие судостроения Украины.

Источник: delo.ua

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *