На проведении опытов для школьников получим 168 тыс. грн в месяц
Фото: из открытых источников
Украинские школьники хотят идти в ногу со временем и разбираться в сути всех наук сразу. Но молодежи мало теоретических объяснений учителей — им важна визуализация. Как создается электрический разряд, почему после дождя появляется радуга, каким образом замерзает вода — ответы на эти вопросы дают эффектные опыты. Именно поэтому сейчас набирает популярность такой вид внешкольного образования, как научные шоу.
“Этот формат развлечения разработан для молодежи лет пять назад. Тут взрослые учителя — физики, химики, биологи — демонстрируют школьникам разные опыты, и дети таким образом быстрее и лучше запоминают даже сложные явления природы. Причем особое внимание уделятся технике безопасности: на опытах школьники учатся аккуратно обращаться с огнем, кислотами, давлением. Именно поэтому имеет смысл запускать новые шоу как бизнес, поскольку спрос среди детворы высокий и не перекрыт имеющимся предложением таких лабораторий”, — рассказывает руководитель Ассоциации франчайзинга Андрей Кривонос.
“Сегодня” изучила плюсы и минусы запуска небольшой учебной лаборатории в Киеве.
1. Характеристика проекта
Открываем в Киеве площадку для научных шоу “Эйнштейн”. Это будет учебная лаборатория, где мы будем проводить различные опыты по химии, физике, биологии. Нашими клиентами станет подрастающее поколение разного возраста: дошкольники (3—6 лет), младшеклассники (7—10 лет), средние классы (11—14 лет), старшие классы (15—17 лет) и студенты вузов (18—20 лет). В разном возрасте будем рассказывать детям и подросткам о разных явлениях: что такое гром и молния, как “работает” вулкан, зачем нужны звезды. И если поначалу это будет развлекательный формат, то далее в клубе сконцентрируемся на темах и опытах, которые не преподаются в школах. По оценкам, если ежемесячно в нашем кружке будет обучаться 30 детей со средней стоимостью курсов 5600 грн в месяц, наш проект окупится через 2,2 года.
2. Стартовые затраты
Для экспериментов закупим ноутбуки, модем-роутер, МФУ (сканер, принтер, ксерокс), видеопроектор, 3D-принтер и т. д. Нужны около 500 комплектов одноразовых средств защиты (перчатки, очки и др.) и столько же наборов различных опытов для детей (запасов хватит примерно на месяц). Итого: 450—500 тыс. грн.
Также нам понадобится помещение для занятий — с холлом, санузлом и кухней. Для этого можем использовать зонирование комнаты с открытым пространством. Для оборудования кухни понадобится электрочайник, микроволновка, мини-холодильник, посуда. Потребуется и мебель: примерно 12 столов и 24 стула, два дивана, шкаф для верхней одежды, полки для техники, материалов и т. д. Также установим сигнализацию и видеокамеры. Итого: 130—150 тыс. грн.
ВСЕГО: 650 тыс. грн.
3. Текущие расходы
Перед запуском научного шоу надо подыскать помещение в аренду. Подойдет квартира или офис в 60 кв. м на первом этаже, в месте с хорошо развитой дорожной инфрастуктурой, чтобы детям было удобно добираться домой. Поэтому подыщем вариант на Позняках. Аренда потянет на 22 тыс. грн. А оплата комуслуг, мобсвязи, интернета, сигнализации, доставки воды заберет еще 8 тыс. грн. Итого: 30 тыс. грн.
КОМАНДА. Администратором будет работать владелец бизнеса (ставка 400 грн/день): его задачи — принимать звонки, обновлять сайт, следить за порядком и т. д. Также понадобятся три преподавателя: химики, физики, биологии, в зависимости от курсов в нашей лаборатории. Поставим им ставку в 8 тыс. грн и 10% от стоимости каждого проведенного урока как бонус. Этот подход заинтересует учителей привлекать на занятия новых учеников. Также нужна уборщица (3000 грн) и бухгалтер (5000 грн). Итого: 44 тыс. грн.
МЕЛОЧИ. Каждый месяц придется покупать моющие средства, лампочки, канцтовары, расходники для принтеров, наборы для проведения опытов. Еще надо заложить финансы на форс-мажоры. Итого: 40 тыс. грн.
ВСЕГО: 114 тыс. грн.
4. Маркетинг, реклама
Чтобы популяризовать проект, нужен хороший сайт с годовым доменом и хостингом (20—25 тыс. грн). На сайте опубликуем фото помещения, информацию об учителях, расписание курсов, цены, контакты. Позже сюда добавится галерея фото и видеоотчеты с занятий. Еще нужны вывеска, штендер, наклейки на двери, окна, визитки (10—15 тыс. грн). Итого: 40 тыс. грн.
ЕЖЕМЕСЯЧНО. Закупка рекламных товаров (визитки, флаеры, дипломы, буклеты и т. д.) потребует 5 тыс. грн в месяц. Еще 7 тыс. заложим на раскрутку групп в соцсетях с целью привлечения новых клиентов. Итого: 12 тыс. грн.
ВСЕГО: 40 тыс. грн на старте и 12 тыс. грн ежемесячно.
5. Окупаемость проекта
Стоимость урока с опытами длительностью 2 часа в среднем по Киеву стоит 350 грн. Хорошо загруженная учебная лаборатория, по оценкам экспертов — это три группы по 10 человек, и каждая занимается четырежды в неделю. В таком случае в месяц сможем получить 168 тыс. грн. Отсюда надо отминусовать 10% бонусов преподавателям (16 800 грн), остается 151 200 грн. Покрываем текущие (114 тыс. грн) и маркетинговые (12 тыс. грн) расходы (всего 126 тыс. грн), в остатке будет 25 200 грн. То есть с учетом стартовых (650 тыс.) и маркетинговых (40 тыс.) вложений (всего 690 тыс. грн) наш проект окупится за 2,2 года.
Cоздаем пошаговую стратегию
Наш бизнес-план запуска в Киеве учебной научной лаборатории изучил руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский. Он считает, что проект жизнеспособен и научное шоу можно запускать, но до этого важно внимательно изучить спрос на идею.
“Когда определяешься с форматом научного шоу, надо понимать, кто целевая аудитория — ее возраст, интересы, уровень знаний, средний чек. Можно собрать детей интересующего возраста — например, пятиклассников — и понаблюдать за их реакцией, когда предприниматель будет пояснять материал и рассказывать о разных явлениях посредством лабораторных опытов. И уже на основе выводов детей и родителей запускать бизнес-идею или корректировать первоначальную задумку”, — считает Забловский.
Создать первоначальный интерес к научным шоу можно, если запустить в YouTube специальный блог:
“Там можно проработать весь учебный план по предмету, который впоследствии будет преподаваться в лаборатории. Но чтобы авторские идеи не украли, имеет смысл готовить видео по отдельным темам и опытам, что не позволяло бы их собрать в единую стратегию, — отмечает эксперт. — При этом видео можно распространять в соцсетях и увеличивать число заинтересованных детей, которые потом могут стать реальными посетителями учебной лаборатории. Еще можно общаться со зрителями блоков в комментариях: там могут появиться рациональные предложения по улучшению опытов или советы по изменению формы подачи материала”.
В целом Андрей Забловский рекомендует внимательно просчитать финсоставляющую перед открытием учебной лаборатории, чтобы стартовать на минимуме средств и быстрее выйти на окупаемость.
“Такие проекты лучше развивать пошагово, когда на следующий этап переходишь соразмерно с ростом аудитории. Этот метод минимизирует риски банкротства”, — говорит эксперт.
Предупреждаем власти о старте
Дети и школьники очень любознательны, и родителям постоянно приходится отвечать на многочисленные вопросы: “Почему?”, “Как?”, “Откуда?”. Но иногда ответы сложно найти, поскольку темы могут быть довольно объемными — из области физики, химии, биологии. Так что логичным будет отправить ребенка получать новые знания в центрах развития — например, на научные шоу. Тем более, что такие форматы сейчас популярны среди подрастающего поколения, ведь там можно проводить яркие опыты и таким образом изучать предметы. А поскольку спрос на этот вид внешкольного образования постоянно растет, естественно, что в такой бизнес-формат подумывают зайти и новые предприниматели. Это решение может оказаться верным, но важно запускать новый бизнес в правовом поле, отмечает юрист Адвокатского объединения “А.Д.ХОК” Артем Телюк.
“По закону, учреждения внешкольного образования могут функционировать в различных формах — как центры, комплексы, научные кружки, клубы, комнаты, школы искусств, спортивные школы. Что касается правовой стороны регистрации научного шоу для детей, то важно зарегистрироваться как субъект хозяйствования, обратившись с соответствующим пакетом документов госрегистратору или нотариусу”, — поясняет Телюк.
Следующий этап — подбор подходящего помещения и обращение к Госпродпотребслужбу о проведении государственной санитарной эпидемиологической экспертизы на предмет соответствия помещения санитарным нормам и требованиям по осуществлению такого рода деятельности. Еще надо будет “заглянуть на огонек” в Госслужбу Украины по чрезвычайным ситуациям, чтобы решить вопрос соответствия помещения нормам пожарной безопасности.
“Открытие внешкольного учебного заведения обязательно согласовывается с органами местного самоуправления. Поэтому перед началом работы надо обязательно сообщить об этом письменно в отдел образования соответствующего органа местного самоуправления, на территории которого будет осуществляться образовательная деятельность”, — уточняет Телюк.
Также юрист напоминает, что такая деятельность непосредственно связана с детьми, потому контролирующие органы, конечно, будут более тщательно проверять подходящее помещение на его соответствие установленным нормам.
“Получить такие положительные заключения от указанных госорганов можно за 1—2 месяца”, — оценивает Телюк.
Определяем векторы развития
Эксперты отмечают, что запускать учебный клуб в формате “научного шоу” можно даже с небольшим бюджетом в $100—200. Этих средств достаточно, чтобы закупить расходники для организации и проведения первых опытов среди школьников. Если шоу понравится юным исследователям, то затраты обязательно окупятся и можно назначать новые даты для проведения ивентов. Но чтобы этот бизнес стал действительно успешным, предприниматель должен правильно определить стратегию развития научных шоу.
“Одни предпочитают создавать из химических или физических опытов настоящие развлекательные шоу, которые можно проводить в школах, на корпоративах или днях рождения. Другие стремятся уйти в формат внешкольного обучения, ведь такие лабораторные опыты позволяют узнать о химии, физике или биологии больше, чем преподают учителя в школе. Третьим ближе вариант производства мини-наборов для проведения таких исследований в домашних условиях, и тогда бизнес концентрируется на производстве упаковок под заказ или даже массовых продаж”, — поясняет бизнес-аналитик Андрей Кривонос.
В то же время предприниматели акцентируют внимание на необходимости соблюдать технику безопасности во время проведения научных шоу, ведь работать приходится не только с водой или песком, но и с электричеством или кислотами.
“Преподаватель, проводящий такие лабораторные опыты, в идеале должен иметь высшее образование в области химии или физики. Как минимум — сертификат специальных курсов обучения. Это важно, поскольку любое отступление от процедуры проведения опыта может повлечь за собой даже травмы. Поэтому дети и взрослые в ходе таких научных опытов должны надевать очки и перчатки или находиться на удалении от лабораторного стола”, — говорит владелец магазина по продаже экспериментальных наборов Олег Ищенко.
Оптимально будет, конечно, страховать участников шоу, но это тянет за собой дополнительные расходы.
А еще, запуская формат научного шоу, стоит настраиваться на длительную стратегию развития, ведь можно формировать обучение для детей разного возраста — дошкольники, младше- и старшеклассники, студенты вузов.
“И каждый возраст найдет что-то полезное для себя, ведь малышня такие опыты может воспринимать как развлечение, а студенты вузов — уже как допзнания в рамках институтской программы”, — считает Кривонос.
Источник: segodnya.ua