Пиво — наиболее стабильный в росте производства продукт во всей алкогольной отрасли Украины. Из-за низкой цены этот напиток не выгодно подделывать, поэтому теневой рынок практически не растет
Пиво считается одним из самых популярных напитков среди украинцев. В прошлом году рост объемов производства пива составил 2,5% по сравнению с 2017 годом. За весь год было произведено 180,7 млн дал пива, не учитывая безалкогольное.
За последние 10 лет самым успешным для пивоваров был 2008 год, когда произвели 320 млн дал.
За год пивовары заплатили в Государственный бюджет Украины 4,7 млрд грн подакцизного налога. В список ТОП-100 крупнейших налогоплательщиков за 2018 год вошла пятерка ключевых предприятий алкогольной отрасли:
“Карлсберг Украина” (2,93 млрд грн),
“Национальная водочная компания” (2,03 млрд грн),
“Сан ИнБев Украина” (1,6 млрд грн),
“УДК” (1,53 млрд грн)
“Оболонь” (1,25 млрд грн).
А лидирующими компаниями-производителями пива названы “САН ИнБев” Украина, “Carlsberg”, “Перша Приватна Броварня” и “Оболонь”.
Помимо того, что украинцы в основном потребляют классическое лагерное пиво, из года в год растет производство крафтового напитка. По-прежнему остается тренд на потребление “живого” пива производства региональных заводов и крафтовых пивоварен.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мы хотим “поженить” пивоварение и диджитал технологии, но это непросто — Carlsberg Ukraine
“Потребители хотят приобщаться к натуральному, и вместе с тем пробовать что-то новое. Что касается вкусовых предпочтений, то региональные заводы фокусируют производство на классических сортах — светлом (лагерном), нефильтрованном и при этом постоянно экспериментируют”, — отметил управляющий компании “Уманьпиво” Игорь Кисиль.
Цены на хмельной напиток
В прошлом году литровая бутылка украинского светлого пива подорожала на 9% (1,2 грн) — до 15-19 грн, а с экзотическими или фруктовыми добавками — до 29 грн. Темное пиво увеличилось в цене с 30 до 35 грн.
На цену повлияло подорожание сырья в среднем за год на 11% и стоимости стеклотары: стеклянная бутылка подорожала более чем на 40%. По словам директора по маркетингу компании “Перша приватна броварня” Максима Васильева, рост цен на стеклобутылку стимулирует увеличение производства баночного сегмента. Дальнейшее усиление конкуренции, в том числе за место на полке в торговом зале, приведет к росту затрат и инвестиций со стороны ключевых игроков.
“В более выигрышном положении окажутся те игроки, у которых уверенные позиции в более доходных нишах (хард-лимонад, сидр)”, — говорит Васильев.
Как показывает статистика, украинцы тратят на алкоголь значительную часть своего дохода. В первом полугодии 2018 года украинцы тратили на алкоголь 7% от общей суммы расходов, что выше, чем в странах Европейского Союза. Из-за низкой покупательской способности крепкий алкоголь для украинцев — слишком дорогое удовольствие, поэтому гораздо доступнее покупать литровую бутылку пива ценой около 19 грн.
Экспорт и импорт
По данным Государственной фискальной службы Украины, украинские производители за 2018 год экспортировали 126 545 тонн пива из солода на $35,42 млн, что на 10% выше в деньгах, чем в 2017 году — $31,80 млн (113 318 тонн). Спрос на украинское пиво в мире растет из-за качества продукта, дизайна и разнообразия сортов и способов приготовления. Однако, при этом импорт пива в Украину увеличился больше. В 2018 году было поставлено 42 тысячи 233 тонны пива на $51,23 млн, что на 30% больше, чем в 2017 году.
“Больше 90% пива в стране украинского производства. Производители почти полностью обеспечивают потребителя, поэтому импортного пива у нас значительно меньше. Импортное пиво стоит дороже, поэтому проигрывает в конкуренции, но на него все же есть спрос”, — отметил директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
В 2017 году Украина вошла в пятерку крупнейших экспортеров пива в страны ЕС с результатом в 11 млн литров.
Растет ли теневой рынок
В пивоварении практически отсутствует теневой рынок. Хмельной напиток подделать сложней, плюс на него не нужен акциз, из-за которого происходит рост цены на готовый продукт. Эксперты по-разному оценивают объемы нелегального производства пива. По мнению пивоваров, объемы такого производства не превышают 5-8%.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Локальні виробники пива займають 7-8% вітчизняного ринку — “Уманьпиво”
Причины существования подпольных пивоварен кроются в том, что все еще достаточно высокой остается цена лицензии на производство. Поэтому мелкие пивоварни открываются на базе ресторана, такие точки продаж относят к теневому рынку. Хотя качество такого пива достаточно высокое.
“На сегодняшний день по данным Всемирной организации здравоохранения, в 2018 году объем нелегального алкоголя составляет 36% от общего объема рынка алкоголя и 53,6% рынка от рынка крепкого алкоголя. Данный показатель ставит нас в один ряд с такими странами, как Мозамбик, Нигерия, Лаос, Малави, Уганда, Камерун, Камбоджа, Танзания”, — рассказал и.о. генерального директора САН ИнБев Украина Денис Хренов.
Что ожидает пивоварни в текущем году
Украинцы по-прежнему отдают предпочтение светлому пиву из солода, сидру и пиву с экзотическими и фруктовыми добавками. Максим Васильев считает, что в случае благоприятной погоды летом объем рынка может увеличиться не больше, чем на 3%.
По оценкам экспертов, пиво среди всего алкоголя пользуется спросом благодаря хорошей рекламе и маркетинговым стратегиям. Появление интересных напитков на рынке, финансовая устойчивость компании и системный бренд-маркетинг — основа успешной реализации продукта. Поэтому тенденции роста будут сохраняться, если на государственном уровне не будут приниматься законы, которые могут негативно повлиять на производство и реализацию пива.
Источник: delo.ua