В “Укрзализныце” сообщили о резком сокращении производства грузовых вагонов на собственных мощностях. Почему ― разбиралось delo.ua
В “Укрзализныце” заявили, что в этом году ж/д ведомство значительно уменьшит производство грузовых вагонов. Если в 2018 году, по данным самой УЗ, было куплено и произведено на собственных мощностях около 3,5 тыс. грузовых вагонов, то в этом году два завода ж/д монополиста ― Дарницкий и Стрыйский вагоноремонтные заводы ― производить вагоны не будут. Третий завод УЗ ― Панютинский ― произведет около тысячи вагонов, а может и меньше. Почему УЗ сокращает выпуск вагонов, разбиралось delo.ua.
Вводная
У вагоноремонтных предприятий всегда была возможность строить вагоны. На рынке часто рассказывают историю о том, когда министр транспорта Георгий Кирпа приезжал на Дарницкий вагоноремонтный завод, спрашивал, почему его называют вагоноремонтным предприятием, ведь завод можно смело назвать вагоностроительным.
Более того, на заводах утверждают, что построить новый вагон проще, чем капитально отремонтировать старый. “У завода есть вся техническая документация, которая позволяет нам строить свои вагоны. Конвейеры есть, запчасти есть, тот же КРП (капитальный ремонт с продлением сроков службы грузовых вагонов ― ред.) не намного проще, чем строительство нового вагона. КРП подразумевает замену тележки, новую комплектацию. Это те же работы и операции, которые используются и при строительстве. Строительство вагона проще, ведь в нем используются новые детали”, ― рассказали delo.ua на одном из предприятий УЗ.
Вагоностроительный бум на мощностях УЗ начался в 2017 году. По данным Панютинского ВРЗ, УЗ начала строить на своих вагоноремонтных предприятиях вагоны из-за плачевного состояния последних ― на сегодня 92% подвижного состава на грани списания.
Однако уже в 2019 году производство новых вагонов будет сокращено в разы, если вообще будет.
Почему сокращают
В экспертной среде называют несколько причин. Так, глава Ассоциации собственников вагонов Александр Криворучко отмечает, что одной из них может быть концентрация внимания и финансовых ресурсов УЗ на решении главной проблемы ― отсутствии тяги.
Вместе с тем в самом ж/д ведомстве о дефиците тяги не говорят, а наоборот, сообщают, что в 2018 году из-за ремонтных работ ведомство вышло на уровень бездефицитного обеспечения локомотивами. Хотя в последующие годы в УЗ прогнозируют рост грузоперевозок и допускают проблемы с тягой, связанные с этим.
Второй вариант, по словам Криворучко, ― наращивание парка частными компаниями. “Многие отечественные компании озвучивали амбициозные планы по покупке новых вагонов. Таким образом, УЗ, опасаясь перегрева рынка, сокращает собственное производство”, ― отмечает эксперт.
Действительно, на рынке сегодня наблюдается оживление по закупкам подвижного состава. По данным портала ГМК-Центр, в последние годы наблюдалась стойкая тенденция к снижению объемов пополнения вагонных парков: в 2013 году частные компании приобрели около 2,3 тыс. полувагонов, в 2014-м — 1,7 тыс., в 2015-м ― 532, а в 2016 году ― 406. Оживать рынок начал в 2017 году ― тогда только парк компании “Лемтранс”, входящей в орбиту предприятий Рината Ахметова, увеличился на 500 вагонов. В этом году на 500 единиц пополнили свой парк в ArcelorMittal Кривой Рог.
Кроме того, самой УЗ выпал шанс глобально пополнить свой парк покупными вагонами ― за счет средств ЕБРР.
Однако глава Ассоциации собственников вагонов склоняется к третьему варианту как наиболее достоверному ― банальное отсутствие средств. “Несмотря на повышение тарифов, существует риск неполного вывоза продукции из-за отсутствия все той же тяги, а также сложная ситуация с ремонтом инфраструктуры, которая уже порядочно износилась и во многих местах требует срочного ремонта”, ― резюмировал эксперт.
Похоже, что в ж/д ведомстве акцента на строительство вагонов и не было: в новой стратегии “Укрзализныци” о планах по строительству не сказано ничего. По данным УЗ, капитальные инвестиции в отрасль за 5 лет составят 28 млрд грн, из которых 18 млрд грн планируется потратить на покупку более 20 тыс. новых вагонов и 6,5 млрд грн ― на модернизацию и ремонт 50 тыс. вагонов.
В самой УЗ сообщили, что сегодня у ведомства нет достаточного количества средств. “У нас как минимум только просроченных ремонтов по путям, по которым приходится снижать скорость, примерно 40% от общего количества”, ― отметили в УЗ.
В 2017-2018 годах вагоноремонтные предприятия УЗ были загружены если не на 100%, то близко к этому. Сможет ли УЗ обеспечить такую же загрузку заводам без выпуска подвижного состава ― вопрос.
Источник: delo.ua