Hyperloop в Украине быть. Год назад, в феврале 2018 года министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что Украина начинает изучать строительство Hyperloop. Национальная академия наук сделала расчеты и на днях пришла к выводу, что вакуумный поезд можно строить параллельно с высокоскоростными железными дорогами.
Hyperloop представляет собой герметичную капсулу на аэродинамической подушке, которая может развивать скорость от 500 км/ч в стальной трубе. Этот вид транспорта в 2013-м предложил Илон Маск. В теории, технология позволит транспортировать людей и грузы на скорости 1000 км/ч.
Пока Hyperloop – экспериментальный проект. Сейчас над его разработкой работает 10 компаний: четыре из них в США, остальные в Канаде, Испании, Индии, Нидерландах и Польше. Предполагается, что вакуумный транспорт соединит все мегаполисы в мире. А год назад Министерство инфраструктуры объявило о запуске проекта и в Украине под названием HypeUA. Центром разработки и тестирования вакуумного поезда станет Днепр. Испытательную площадку собираются построить уже в этом году.
Сайт “Сегодня” изучил доклад Национальной академии наук Украины “Перспективы транспорта пятого поколения” и разобрался, куда поедет новое технологическое чудо.
Куда может поехать украинский Hyperloop
Из Харькова до Львова за час. За столько Hyperloop мог бы проехать 875 км между двумя украинскими городами. А из Киева в Одессу и вовсе можно было бы добраться за 35 минут. Институт экономики и прогнозирования Национальной академии наук сравнил Hyperloop с четырьмя видами транспорта: высокоскоростной железной дорогой, обычными поездами, перелетом на самолете и поездкой на авто. Если из Киева во Львов ехать 5 час. 41 мин., то Hyperloop способен преодолеть 468 км между городами за 37 минут. А вместо 10 часов 32 мин из Харькова во Львов на авто – 1 час и 4 мин. на Hyperloop. Самыми дорогими из возможных маршрутов, которые могут пройти по Украине, будут Киев-Днепр и Одесса-Николаев, отмечают в НАН. Все из-за того, что через реки (Днепр и Южный Буг соответственно) придется строить мосты и туннели, что делает проект дороже.
Всего НАН предлагает восемь маршрутов для Hyperloop:
- Киев-Львов (37 мин);
- Киев-Одесса (35 мин);
- Киев-Харьков (33 мин);
- Киев-Днепр (32 мин);
- Харьков-Львов (1 ч 4 мин);
- Одесса-Львов (47 мин);
- Днепр-Львов (1 ч);
- Киев-Винница (19 мин).
Но будут ли выгодны маршруты – вопрос. Дело в том, что проезд будет недешевым, считают в НАН. С вакуумным поездом будут конкурировать авиакомпании, которые смогут снизить цены. К слову, скорость Hyperloop – 1080 км/ч, а самолета – 841 км/ч.
Поэтому дальнейшее исследование Hyperloop нужно основывать на пассажиропотоках между городами Украины.
“Большинство проектов высокоскоростного движения, которые сегодня действуют в Европе, не имели успеха, именно из-за завышенных прогнозных показателей пассажиропотоков. При этом надо учитывать планы соседних стран по строительству Hyperloop, что позволит объединить Украину и Европу в одну сеть. Самыми перспективными будут крупные города с высокой деловой и туристической активностью”, – говорится в выводах исследования Института экономики и прогнозирования НАН.
Самая близкая к Украине страна, которая изучает строительство Hyperloop – Польша. На сегодня в Польше создали компанию Hyper Poland. Пока компания планирует развить скорость поездов около 600 км/ч для грузовых перевозок в вакууме
Сколько стоит Hyperloop
Построить Hyperloop дешевле, чем высокоскоростную железную дорогу. Строительство километра Hyperloop стоит 16-18 млн долларов. А километр высокоскоростной железной дороги – 26,7 млн долл. за 1 км.
Компания Илона Маска SpaceX подсчитала тариф за весь маршрут в 300-650 км – 10-20 долларов. В Hyperloop Transportation Technologies для маршрута Абу-Даби-Дубай рассчитали сумму 10-15 долларов.
По подсчетам Украинского института будущего, вакуумный туннель из Киева в Одессу можно построить за 3,6 млрд долларов. А билет бы обошелся в 19,9 долларов или 593 грн. Хотя по другим расчетам цена билета должна быть не менее 4384 гривен, чтобы проект окупился за 30 лет.
“Реализация Hyperloop на этот момент экономически нецелесообразна. В Украине большая стоимость капитала приводит к значительным трудностям в финансировании инвестиционных проектов и их окупаемости. Финансирование из Государственного бюджета Украины – невозможно из-за нынешних макрофинансовых проблем”, – говорится в отчете Украинского института будущего.
За чей счет в Украине будут строить Hyperloop
Государство не будет финансировать Hyperloop. Этим займутся частные компании. А центром разработки и испытания вакуумного поезда должен стать Днепр.
Однако сейчас над проектом работают Академия наук, предприятия “Южмаш”, “Укроборонпром”, Каховский завод электросварочного оборудования, инновационный парк Unit City и другие компании. Проект в Украине поддерживает корпорация Octagonal, которая работает над проектом Hyperloop в Мексике. А летом прошлого года Министерство инфраструктуры подписало меморандум с Hyperloop Тransportation Тechnologies о сотрудничестве.
Создавать вакуумный поезд в Украине будут в несколько этапов. Сначала ученые Национальной академии наук с другими экспертами просчитают риски и потенциал технологии. Затем – строительство тестовой площадки, еще год-два на ней будут проводиться испытания и исследования.
Пока Академия наук представила научно-техническое исследование, в котором говорится, что Hyperloop построить можно. В Украине для этого есть необходимый человеческий капитал и технологии.
“В конце февраля НАН должен представить еще одно исследование – технико-экономическое, которое покажет цифры по строительству площадки в Днепре. Площадку планируется строить на базе парка Innovation Fortpost. Hyperloop не будет строиться за счет государства – мы ищем частного инвестора или международную организацию. Возможно, это финансирование будет за счет партнеров, а их более 10. Для нас цель начать в этом году. Технология Hyperloop в Украине и других странах должна быть одинаковой, чтобы путешествовать из Украины за границу. Именно поэтому в рамках проекта мы сотрудничаем с Hyperloop Transportation Technology и обмениваемся информацией относительно технологии, мы также участвуем в разработке стандарта этого вида транспорта в сотрудничестве с компанией TÜV SÜD”, – прокомментировал Александр Озеран, руководитель украинского проекта по строительству Hyperloop – HypeUA.
Источник: news.finance.ua