Такое положение дел может навредить не только банкам-кредиторам и их вкладчикам, но инвестиционной привлекательности компании и репутации Украины как делового партнера
В Мариуполе 29 ноября 2019 года состоялся инвестиционный форум RE:THINK. Invest in Ukraine, во время которого Министерство инфраструктуры, ЕБРР и “Укрзализныця” подписали трехстороннее соглашение о начале процедуры IPO “Укрзализныци”.
Ее руководитель Евгений Кравцов на своей странице в Facebook оценил это как “повышение эффективности, улучшение работы компании, повышение уровня прозрачности, искоренение коррупции”.
Напомним, 15 ноября этого года премьер-министр Украины Алексей Гончарук публично заявил о “жуткой коррупции” в “Укрзалызнице” и анонсировал свое решение сменить руководство. Евгений Кравцов уже написал заявление об увольнении. Кадровые изменения затронут и наблюдательный совет.
Кратко и по делу в Telegram
Бесспорно, выгоды от IPO очевидны. “Укрзализныця” смогла бы рассчитывать на $3 млрд от иностранцев в ближайшие два-три года, что вывело бы ее на первое место среди транспортных компаний мира. Ведь “Укрзализныця” — единственная национальная государственная компания, которая готовится разместить свои акции на мировой бирже.
Перспективы — грандиозные. Риски — еще больше. Дело в том, что у “Укрзализныци” многомиллиардные долги перед украинскими и иностранными финучреждениями и контрагентами, обеспечивающими текущую деятельность предприятия.
Большинство долгов — кредиты. Компания унаследовала их вместе с активами государственных предприятий железнодорожного транспорта после реорганизации и корпоратизации в 2014 году.
Но, по мнению экспертов, “Укрзализныця” не способна полноценно реализовать наполеоновские планы правительства. А замалчивание очевидных проблем и нежелание чиновников разобраться в ситуации с долгами не останутся без внимания международных инвесторов.
Выборочное правопреемство
В 2014 году, согласно закону “Об особенностях образования акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования”, была начата процедура реорганизации Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины и всех предприятий железнодорожного транспорта. Объединив все предприятия в одну структуру, образовали новое юридическое лицо — ПАО “Укрзализныця”. 100% ее акций закрепили в государственной собственности.
И в профильном законе, и в уставе ПАО указано, что новообразованная “Укрзализныця” является правопреемником всех предприятий железнодорожного транспорта. Так же должно быть и по Гражданскому кодексу Украины.
Читайте также:
Криклий назвал сроки увольнения главы "Укрзализници"
Соответствующими документами правительство должно был регулировать процесс реорганизации. Например, постановление Кабмина №200 от 25 июня 2014 года предусматривало порядок учета активов предприятий и внесение имущества в уставной капитал ПАО “Укрзализныця”. Процедуру реорганизации предприятий Кабмин поручил Министерству инфраструктуры, которое должно было утвердить перечни и акты инвентаризации имущества, провести их оценку и утвердить передаточные акты.
Но уже 12 ноября 2014 года Кабмин принимает постановление №604, которое вносит изменения в предыдущий документ и устанавливает особый порядок инвентаризации и оценки железнодорожного имущества на временно оккупированной территории и в местах проведения АТО.
Согласно постановлению, имущество “Донецкой железной дороги” уже не включается в уставной капитал ПАТ “Укрзализныця”, вместо этого закрепляется за акционерным обществом на праве хозяйственного ведения. Но при этом все активы и пассивы предприятий железнодорожного транспорта на временно оккупированной территории отображаются на балансе “Укрзализныци” по стоимости последней отчетности.
Такое состояние финансовых обязательств и активов подтверждают и независимые аудиторы акционерного общества. В составленном отчете и примечаниях к нему аудиторы фиксируют, что “в результате реорганизации активы и обязательства ГП “Донецкая железная дорога” были переданы ПАО “Укрзализныця” по данным финансовой отчетности железной дороги по состоянию на 30 июня 2014 года”.
Читайте также:
Правительство "давит" на членов Набсовета "Укрзализныци" с целью отставки Кравцова
25 ноября 2015 года Кабмин согласовывает предложение Мининфраструктуры по образованию “Укрзализныцей” регионального филиала “Донецкая железная дорога”. Следовательно, с 1 декабря 2015 года ГП “Донецкая железная дорога” прекращает свою хозяйственную деятельность.
Но не свое существование в юридической плоскости. Мининфраструктуры не спешит исключать из реестра юридических лиц “старые” железнодорожные предприятия, по которым существует неопределенная формулировка “в состоянии прекращения”. Со временем это сыграет на руку государственному предприятию в спорах за невозвращенные долги.
Ничьи долги
О каких же унаследованных обязательствах перед кредиторами идет речь? Согласно сводному передаточному акту “Укрзализныци” от 6 августа 2015 года, общий размер кредитной задолженности предприятий железнодорожного транспорта составляет более 17,553 млрд грн, из которых долги ГП “Донецкая железная дорога” — почти 3,578 млрд грн.
Не удивительно, что в 2016 году большинство кредиторов “Донецкой железной дороги” подали в суды иски о признании ПАО “Укрзализныця” правопреемником предприятия и взыскании долга. Среди этих кредиторов шесть банков: ВБР, ПУМБ, ТАСКОМБАНК, Сбербанк, Банк Форум, и Ощадбанк.
После первых выигранных кредиторами судов “Укрзализныця” отказалась признавать тот факт, что долги ГП “Донецкая железная дорога” перешли ей “по наследству”. Вот извлечение из ответа на адвокатский запрос, предоставленный 26 апреля 2016 года за подписью Евгения Кравцова.
“В силу постановления Кабинета министров Украины от 25 июня 2014 года №200 и от 12 ноября 2014 года №604 ПАО “Укрзализныця” не является правопреемником государственного предприятия “Донецкая железная дорога”.
Читайте также:
Слишком много коррупции: Гончарук до конца года ждет кадровые изменения в УЗ
К судебным спорам между банками и железнодорожниками присоединилась Генеральная прокуратура. Конечно же, на стороне предприятия-монополиста. Причем в некоторые дела ГПУ вмешалась уже на стадии их пересмотра предыдущим составом Верховного Суда Украины.
Это был переломный момент, который, несомненно, “оценят” иностранные инвесторы. После этого украинские суды, в том числе и предыдущий состав Верховного Суда, в подавляющем большинстве своих решений придерживаются позиции, согласно которой правопреемственность ПАО “Укрзализныця” в отношении ГП “Донецкая железная дорога” наступает в порядке, предусмотренном постановлением Кабмина №604. То есть фактически — не наступает.
Мораторий против кредиторов
Наскоро построенная правовая позиция могла и не устоять при независимой и эффективной судебной системе. Поэтому руководители “Укрзализныци” решили подстраховаться и “подарить” стране еще один мораторий.
В конце декабря 2016 года Верховная Рада внесла изменения в закон “Об особенностях образования акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования”, которыми вводится мораторий на взыскание долгов с ПАО “Укрзализныця” по обязательствам предприятий железнодорожного транспорта в зоне АТО. Автор документа — Виктор Остапчук, в прошлом руководитель “Южной железной дороги”. Профильный комитет ВР по вопросам транспорта в то время возглавлял Ярослав Дубневич.
В пояснительной записке к проекту закона указывается, что кредиторы “Донецкой железной дороги” обращаются к ПАО “Укрзализныця” как к его правопреемнику с требованием погасить обязательства предприятия. “При том, что ГП “Донецкая железная дорога” как юридическое лицо не прекратило свою деятельность и не исключена из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей”, — сказано в документе.
Читайте также:
Стремление руководить "Укрзализныцей" в ручном режиме — перманентное, — Кравцов
И комитет одобрил, а парламент фактически позволил “Укрзализныце” не возвращать долги кредиторам, среди которых украинские банки, поставщики электроэнергии и другие контрагенты.
Любопытно, что сейчас НАБУ и СБУ расследуют несколько уголовных дел, где фигурируют должностные лица “Укрзализныци” и компании братьев Дубневичей. Их подозревают в реализации незаконных схем, позволивших вывести 1,4 млрд грн со счетов “Укрзализныци”.
Большие надежды
Реформирование судебной системы и формирование нового состава Верховного Суда, куда пришли не только профессиональные судьи, но и авторитетные и известные в Украине юристы-ученые и адвокаты, возродили надежды кредиторов на справедливое урегулирование патовой ситуации.
Так, в деле №812/1149/16 Верховный Суд выразил позицию, что информация из Единого государственного реестра юридических лиц о том, что ПАО “Украинская железная дорога” является правопреемником ГП “Донецкая железная дорога”, считается достаточной для подтверждения такого факта.
А уже 13 июня 2019 года Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного хозяйственного суда передал на рассмотрение Большой палате Верховного Суда дело №910/5953/17. Это иск “Донбассэнерго” к ПАО “Укрзализныця” как к правопреемнику ГП “Донецкая железная дорога” о взыскании стоимости поставленной энергии.
Суд заметил: “ГП “Донецкая железная дорога” не осуществляет деятельность с 1 декабря 2015 года, все активы переданы ПАО “Укрзализныця”. Существующая правовая позиция делает непрогнозируемым и иллюзорным исполнение какого-либо судебного решения, должником по которому является ГП “Донецкая железная дорога”.
Рассмотрение дела Большой палатой Верховного Суда состоится 24 декабря 2019 года.
Читайте также:
Укрзализныця потратит деньги от повышения тарифов на ЖД-перевозки на покупку вагонов
Журналисты пообщались с руководителем ПАО ПУМБ — одного из самых крупных кредиторов “Укрзализныци” — Сергеем Черненко.
“Налицо неутешительная ситуация. Несмотря на декларативное равенство, государство так и не смогло удержать баланс частных и государственных интересов. От конфликта на Востоке бизнес потерял не меньше, чем государство, но ему отказано даже в признании его права на средства, инвестированные в “Укрзализныцю”. Мы готовы совместно работать с представителями правительства над компромиссными механизмами реструктуризации или рефинансирования долга Донецкой железной дороги и разработкой системы государственных гарантий возврата задолженности. Ситуация неопределенности вокруг долгов “Укрзализныци” вредит не только банкам-кредиторам и их вкладчикам. Она значительно больше может повредить инвестиционной привлекательности “Укрзализныци” и репутации Украины как делового партнера”, — заявил топ-менеджер.
По материалам “Зеркало недели”
Источник: delo.ua