Внедрение инноваций в компаниях — это уже не только вопрос обеспечения маркетингового преимущества, но и существования бизнеса как такового.
share
И если еще лет семь назад CEO в Украине могли позволить себе игнорировать автоматизацию бизнес-процессов на основе Big Data, то сейчас это необходимый минимум для успеха. Именно так можно оптимизировать использование человеческого потенциала и направить его на развитие.
Но всегда ли в компаниях отличают инновации от цифровой трансформации, которая в развитых странах является уже неотъемлемой частью бизнес-процессов? В реалиях нашей страны особо ощутимо, что цифровые технологии до сих пор остаются новшеством. К примеру, в большинстве банков нас все еще заставляют выстаивать очереди за справкой о состоянии счета вместо того, чтобы получить ее онлайн. А запись к врачу с выбором доступного времени на сайте клиники — не так давно это было просто фантастикой.
Но вот представьте, что все случилось и цифровизация стала обычным стандартом ведения дел даже в Украине. Что делать, когда вчерашнее преимущество перестало им быть? Тем более что аналитики Accenture в своем обзоре Tech Vision за 2019 год прогнозируют постцифровую эру уже через несколько лет. Суть постцифрового будущего в том, что эти технологии станут обыденностью, и вот тогда компаниям придется думать, за счет чего выделиться. Нужны будут действительно радикальные инновации.
Кратко и по делу в Telegram
Известный американский консультант по управлению Генри Хэмел, которого лондонская рейтинговая организация включила в топ самых влиятельных мировых бизнес-мыслителей, в своей книге “Во главе революции” определил будущие радикальные инновации: это перемены, которые обладают силой изменять потребительские ожидания, облик отраслей и основы конкурентного преимущества. Главной же целью радикальных инноваций Хэмел назвал изобретение нового источника конкурентного преимущества.
Например, радикальные инновации в сфере доставки еды, которые привнесли на украинский рынок международные компании, заставили серьезно забеспокоиться локальных игроков, некоторые из них даже закрыли собственную доставку. И произошло это всего лишь за пару месяцев, а не лет.
Что же мешает украинским компаниям внедрять радикальные инновации? Одна из основных причин — это маленькая емкость внутреннего рынка. Инновации, способные кардинально изменить отрасль, являются длинными стратегиями, обладают высокими рисками, а инвестиции требуют сейчас. Внутренний рынок попросту не способен обеспечить достаточный инвестиционный резерв.
Кроме внешних обстоятельств есть ряд наиболее распространенных внутренних тормозов радикальных инноваций:
Отсутствие политики поддержки корпоративных стартапов и идей специалистов. Большая часть работодателей все еще не поощряет предпринимательские качества персонала.
Зарегулированность и излишняя бюрократичность бизнес-процессов, в том числе и из-за законодательства. Большой срок внедрения новых решений — главный враг инновационных процессов, часто основанных на необходимости проверки гипотез.
Отсутствие компетенций и понимания перспектив топ-менеджментом. Распространенное утверждение: “Если это напрямую сейчас не влияет на прибыль, то зачем вкладывать средства?”.
Внутренний саботаж: не хватает адекватных управленческих усилий.
Вместе с тем большинству компаний даже после внедрения цифровых новаций придется научиться получать от них полный эффект. В McKinsey Global Survey подсчитали, что только 14% начавших цифровую трансформацию предприятий достигли ощутимого улучшения результативности.
Черпать вдохновение лучше из опыта компаний, у которых получилось предпринять квантовый скачок даже в украинских реалиях. Часть из них мы собрали в нашем независимом рейтинге инновационных компаний.
Источник: delo.ua