Вполне вероятно, что “сливки” с санкций против Медведчука снимут другие поставщики. Выручка из-за ухода российского дизеля с украинского рынка может увеличиться у украинских НПЗ
share
В субботу, 20 февраля 2021 года, президент Зеленский подписал указ о введении в силу решения СНБО, которыми вводились санкции в отношении народного депутата Виктора Медведчука, его жены Оксаны Марченко, и еще 6 физических и 19 юридических лиц. Санкции в отношении этих лиц были введены за финансирование терроризма.
Такого не случалось ранее, и не исключено, что указанные лица будут оспаривать такое решение в судах. В том числе и международных. Однако, в настоящее время санкции действуют и компании, которые попали в санкционный список, работать не могут.
Подпишитесь на канал DELO.UA
Среди таких компаний находится “ПрикарпатЗападтранс”, которая эксплуатировала украинский участок трубопровода “Самара-Западное направление”. По этому трубопроводу Украина получала дизельное топливо из России и Беларуси, в том числе на экспорт в страны ЕС. Согласно решению СНБО украинский участок трубопровода переходит в госсобственность, из-за чего прокачка в нем на сегодня прекращена.
Примечательно, что топливный бизнес Медведчука и его друзей представлен не только трубопроводом. СМИ связывают с этим политиком также крупного игрока на рынке автогаза, компанию Proton Energy Group и крупного игрока бензинового рынка Glusco Energy S.A. Этими компаниями владеет друг Медведчука Нисан Моисеев. И хотя сам Моисеев неоднократно утверждал, что с пророссийским политиком его связывают только дружеские, но никак не деловые отношения, мы не знаем, какие выводы в будущем сделают украинские спецслужбы и какие решения на основании этих выводов примет СНБО. Вполне вероятным может стать сценарий, при котором санкции расширят и на друзей Медведчука.
Так или иначе, компании, связанные с окружением Медведчука, контролируют значительную часть топливного рынка Украины и санкции могут оказать на него существенное влияние. Delo.ua решило разобраться, что ждет топливный рынок после введения санкций и что будет, если эти санкции расширят.
Плоды диверсификации
Директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн не считает, что национализация трубопровода вызовет какую-либо напряженность на рынке. За последние три года загрузка нефтепродуктопровода снижалась из-за введения летом 2019 года специальной пошлины в размере 3,75% (сейчас 4%) на трубопроводные поставки российского дизтоплива. В итоге, если в 2018 году импорт через “ПрикарпатЗападтранс” составил 1,98 млн т (30,5%), то в 2019 году — 1,23 млн т (17,76%), а в 2020-ом — 635 тысяч т (8,57%).
“Украинский рынок максимально диверсифицирован, и заместить выпавшие 50 тысяч т трубопроводных поставок в месяц будет несложно. Это произойдет как за счет переориентации трубопроводных объемов на отгрузку по железной дороге, так и за счет резервов внутренней нефтепереработки и импорта по морю”, — считает Куюн.
По его прогнозу, минимум 20-30 тысяч т дополнительно поступит в Украину с белорусского терминала в Гомеле, где осуществляется перевалка российского дизтоплива с нефтепродуктопровода “Самара — Западное направление” на ж/д транспорт. Также с марта ожидается увеличение импорта российского дизтоплива по железной дороге через восточную границу. Кроме того, большой запас мощности по приемке с моря остается у украинских портов — они задействованы менее чем на 30%. Также можно рассчитывать на небольшое увеличение поставок из Беларуси.
“Самый большой потенциал имеют украинские НПЗ, которые загружены сырьем менее чем на 30%. Основная причина — диспропорция в акцизах на моторные топлива. Она стимулирует потребление дизтоплива и сжиженного газа, которые Украина вынуждена импортировать на 70-80%. Решение этой проблемы могло бы дать стимул увеличению нефтепереработки и как следствие — снижению импортозависимости по всем топливным позициям”, — отмечает Куюн.
При этом, по мнению Куюна, колебание цен на дизтопливо будет незначительным, в пределах 1%-1,5% в центральных и западных регионах.
Однако, по мнению экспертов “А-95”, дальнейшая работа трубопровода в условиях национализации станет невозможной.
Экс-президент Ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” Леонид Косянчук также считает, что диверсификация смягчит ценовые последствия для украинского рынка.
“Украинский рынок чрезвычайно диверсифицирован и по источниках импорта, и по способам доставки: железная дорога, трубный маршрут и море. И в этот раз, скорее всего, обойдется незначительным подорожанием ДТ не более чем на 1,5-2% и то, только в центральных и западных регионах. Безусловно, арест активов означает приостановку поставок ДТ через Новоград-Волынский терминал и Смыгу, но существенно повлиять на ресурсное наполнение рынка это не сможет”, — говорит Косянчук.
По его словам, ценового скачка на дизельное топливо рынок ожидал еще летом 2019 года, когда Кабмин ввел указанную выше спецпошлину. Однако тогда все обошлось небольшой турбулентностью.
Читайте также:
Нові санкції РНБО проти Медведчука та Марченко — юридична оцінка кейсу
Ответные действия России
Оптимизма не разделяет генеральный директор группы “Прайм” Дмитрий Леушкин. По его мнению, снижение конкуренции на рынке будет способствовать повышению аппетитов трейдеров. И хотя дефицита на рынке не будет, логистика на западе страны все же пострадает. При этом региональные сети Западной Украины повысят цену на 20-30 копеек за литр.
Однако наибольшие риски, по мнению Леушкина, находятся в политической составляющей санкций. Он считает, что Россия может ввести ответные санкции в отношении Украины, к которым под давлением может присоединиться и Беларусь.
“Беларусь плюс Россия — это 70% рынка. Морем в Украину завозится 20%, а Кременчугский НПЗ производит всего 10. В Европе свободного ресурса нет, топливо везде продается по терм-контрактам. Так что, если Россия и Беларусь заблокируют поставки, дизтопливо на украинском рынке станет редкостью”, — говорит Леушкин.
Однако он отмечает, что указанного негативного сценария, скорее всего, удастся избежать. Однако, если он все же будет реализован, проблемы будут у дальнобойщиков, железнодорожников и аграриев, которым нужен дизель.
В свою очередь, Косянчук хоть и допускает возможность блокировки поставок топлива из России, но сомневается, что на такое пойдут белорусы.
“От России можно ждать чего угодно: ради “скреп” они могут пойти даже и на экономические убытки от своих ответных инициатив, чего не скажешь о Беларуси: для них рынок Украины по-прежнему остается премиальным”, — говорит эксперт.
При этом он отмечает, что украинский рынок довольно диверсифицированный, так что приостановка поставок из России станет настоящим подарком для других производителей, в том числе и внутренних, а недостающие объемы тут же будут замещены с других направлений. При этом какое-то время на рынке будут некоторые изменения в ценообразовании, поскольку доставка по морю несколько дороже, чем по железной дороге, а тем более — по трубе. Однако вряд ли эти колебания будут продолжаться длительный период.
Автогаз под вопросом
Поскольку с Медведчуком связывают и поставки российского газа в Украину, можно допустить, что в отношении этого бизнеса также будут введены санкции.
В частности, СМИ приписывают партнерство с Медведчуком швейцарскому трейдеру Proton Energy, который поставляет в Украину газ российской государственной компании "Роснефть".
По словам аналитика "Консалтинговой группы А-95" Артема Куюна, Proton Energy продает автогаз на границе в объеме около 32 тыс. тонн в месяц. Также российский автогаз в Украину поставляет компания "Лукойл", которая никак не связана ни с Медведчуком, ни c Proton Energy. Объем поставок "Лукойла" — 15-17 тыс. тонн. Таким образом общий объем поставок российского автогаза в Украину составляет около 50 тыс. тонн, при общем объеме украинского рынка 190-200 тыс. тонн. То есть российский ресурс это четверть украинского рынка.
"Сейчас действует пошлина на весь российский ресурс. И если пошлина будет повышена, то стоимость автогаза повыситься на размер пошлины. В общем российский ресурс составляет около 50 тыс. тонн в месяц, и это четверть рынка. Заместить это быстро мы не сможем. Российский газ все равно будет в Украине, просто будет дороже", — говорит эксперт.
С Куюном согласен и владелец трейдинговой компании Sintonec LPG Михаил Шубан.
"Думаю, что если и будет спецпошлина, то она просто ляжет в себестоимость ресурса, а другим каналам снабжения рынка придаст дополнительную прибыль", — говорит трейдер.
При этом он отмечает, что поскольку украинское законодательство позволяет довольно оперативно поменять стороні контракта и бенефициаров юридических лиц, сценарий при котором, Proton Energy уйдет с рынка возможен только при отсутствии маржи. Но в случае введения дополнительных пошлин на российский автогаз в конечном итоге за все заплатит потребитель.
Читайте также:
"Укртранснафте" разрешили принять на хранение нефтепродуктопровод Медведчука
Так что будет с рынком?
Национализация трубопровода, которая уже случилась, скорее всего остановит прокачку дизельного топлива по нему, внесет некоторый хаос в логистику западных регионов Украины, а также немного увеличит цену на дизтопливо. Однако хаоса на рынке не предвидится. Спецпошлина, введенная летом 2019 года, позволила существенно снизить долю дизтоплива, которое поставляла в Украину компания “ПрикарпатЗападтранс”. Таким образом властям удалось максимально смягчить тот удар, который могли нанести санкции Украинскому рынку.
Также вполне вероятно, что “сливки” с санкций против Медведчука снимут другие поставщики. Выручка из-за ухода российского дизеля с украинского рынка может увеличиться и у украинских НПЗ.
Существует определенная вероятность ответных действий со стороны России, президент которой неоднократно заявлял о своей поддержке Медведчука. Однако в этом случае российское дизтопливо может и дальше поставляться в Украину через Беларусь.
Также существует вероятность удара по газовому бизнесу Медведчука. Однако в этом случае вытеснить российский автогаз с Украины будет очень непросто. И это будет гораздо больнее для конечного потребителя, чем закрытие дизелепровода.
Степан Крьока, специально для Delo.ua
Источник: delo.ua