При этом объемы потребления натурального кофе в Украине на душу населения пока очень низкие по сравнению с другими странами Европы
Кофе давно перестал быть сугубо бодрящим напитком, без которого многие не представляют начало дня. Кофейные напитки стали настоящим трендом, и производители всячески стараются привлечь новых клиентов самыми оригинальными угощениями. Самые удивительные и крайне необычные способы приготовления и подачи кофе — это, например, кофе с 3D рисунками в Тайване, эспрессо-тоник в Скандинавии, кофе с раскаленным углем в Индонезии, аволатте (латте в кожуре авокадо), кофе в съедобных вафельных стаканах.
Емкость рынка, обжаренного зернового и молотого кофе в Украине в 2015 году снизилась на 12% по сравнению с 2014 годом. Данное снижение емкости рынка кофе было обусловлено прекращением учета рынка на неподконтрольных территориях и снижением покупательской способности после резкого падения курса гривни.
Начиная с 2015 года, с восстановлением экономики страны, развитием рынка фаст-фудов и кофеен, увеличением потребителей кофе в целом, а также с выходом на рынок Украины новых поставщиков, емкость рынка ежегодно увеличивалась. После снижения темпа прироста емкости рынка кофе в 2017 году в первой половине 2018 года можно было наблюдать увеличение темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Рынок кофе в Украине сегодня демонстрирует динамичное развитие, формируется культура потребления, отмечают специалисты Pro-Consulting. Украинский рынок следует общемировой тенденции стабильного увеличения спроса на кофе и кофе-продукты. Кризис в 2013-2016 годах незначительно повлиял на формирование культуры потребления кофе в Украине. Спрос на рынке поддерживается тенденциями потребления, в особенности распространением моды на потребление кофе. Кроме того, поддержку рынку оказывает увеличение количества мини-кофеен, кофешопов.
В 2014 году основным поставщиком обжаренного зернового кофе в Украину была Россия, которая поставляла треть всего обжаренного зернового кофе. Кроме нее, основными странами-поставщиками, которые поставляли 52% обжаренного зернового кофе в Украину были Италия и Германия. В 2017 году поставки из России прекратились, и основным экспортером зернового обжаренного кофе в Украину стала Италия, увеличив долю поставок зернового обжаренного кофе в Украину до 2 тыс. т. За ней, так же, как и прежде, была Германия, которая поставляла в Украину 18% обжаренного зернового кофе. Польша, Нидерланды и Бельгия в совокупности поставляли 1,6 тыс. т зернового обжаренного кофе в Украину в прошлом году.
Как и в случае с зерновым обжаренным кофе, в 2014 году Россия была основным поставщиком молотого кофе в Украину. В 2017 году Польша выбилась в лидеры по поставке молотого кофе в Украину, увеличив свой экспорт до 3,6 тыс. т. Германия, как и в случае с обжаренным зерновым кофе, поставляла аналогичную долю молотого кофе. Болгария, Латвия и Италия в прошлом году поставляли в Украине всего 0,9 тыс. т. молотого кофе.
На украинском кофейном рынке присутствует около 10 крупных игроков. Кроме них на рынке присутствует более 1,5 тысяч мелких операторов, которые занимаются обжаркой зеленого кофе и дальнейшей реализацией. Количество таких игроков постоянно увеличивается, поскольку данный вид деятельности оценивается как высокорентабельный (стоимость жареного продукта почти вдвое превышает стоимость зеленого).
В анализируемом периоде наблюдается стойкая тенденция постоянного увеличения на рынке доли продукции отечественного производства — с 21,5% (4,3 тыс. т) в 2014 году до 39,9% в первой половине 2018 года. (7,05 тыс. т. в 2017 году).
В структуре потребления кофе в денежном выражении до сих пор преобладает растворимый кофе (более половины потребляемой продукции), однако наблюдается тенденция к смещению спроса на натуральный кофе. В натуральном выражении зерновой обжаренный и молотый кофе уже являются лидерами по потреблению с долей 34,8% по состоянию на 2017 год. В Украине фиксируются один из самых высоких темпов увеличения потребления натурального зернового кофе среди стран Европы. Максимальные темпы увеличения потребления фиксируются в центральных регионах страны. Регионами-лидерами по реализации кофе являются Киев, Харьковская и Днепропетровская области, а также западные регионы Украины.
Изменение соотношения различных кофейных сегментов можно также наблюдать и по полкам магазинов. Если еще в 2013-2014 годах на полках супермаркета, где продается кофе, растворимый кофе занимал половину пространства, то на данный момент — одну треть.
При этом объемы потребления натурального кофе в Украине на душу населения пока очень низкие по сравнению с другими странами Европы.
В Pro-Consulting ожидают, что доля потребления кофе в сегменте HoReCa продолжит расти. Так, рынок кофеен в Украине динамично расширяется, основной причиной чего является растущий спрос на кофе вне дома. Посещаемость растет, на рынке появляются новые сильные игроки, в том числе сети, инвесторы готовы вкладывать деньги в открытие новых заведений. Продолжат открываться авторские кофешопы и мини-кофейни с индивидуальными меню.
Источник: delo.ua