Нацбанк создаст специальное подразделение, которое займется вопросами защиты потребителей финансовых услуг, заявил председатель Нацбанка Яков Смолий. И объяснил этот шаг отказом Верховной Рады принять закон о защите прав потребителей финуслуг: депутаты еще в марте 2016 года приняли в первом чтении законопроект №2456-д («О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования защиты прав потребителей финансовых услуг»), однако так и не проголосовали его во втором.
Общую задачу нового подразделения Смолий сформулировал очень пространно и без конкретики — «усиление защиты потребителей финансовых услуг». Не уточнив при этом, будут ли люди получать от НБУ:
Чтобы банки не грабили: Нацбанк опубликовал новые правила для сейфов
Все это осталось за скобками, и абсолютно неясно.
В сообщении пресс-службы Нацбанка, функции нового подразделения регулятора больше напоминают просветительские. И совсем не подтверждают намерений в чем-то помогать людям, у которых возникают прикладные проблемы с банками.
Пока Смолий говорит о том, что инициатива центробанка «позволит урегулировать систему раскрытия информации о финансовых продуктах и услугах». То есть финучреждения обяжут предоставлять потребителям максимум сведений о своих услугах. И те смогут максимально осознанно делать свой выбор. А что делать людям, когда банк нарушит условия своего же договора или попросту украдет деньги клиента — в НБУ пока не уточняют.
Зато там обещают выслушать человека. Зампред Нацбанка Роман Борисенко сообщил, что будет call-центр и Единый центр приема граждан, где можно будет получать ответы на вопросы. Но снова: о предоставлении не только консультаций, а конкретной помощи, речь пока не идет.
При этом нацбанковцы обещают и дальше принимать жалобы и обращения граждан. Кстати, в первом квартале 2019 г. регулятор получил на 55,42% больше обращений украинцев — 5 269, чем за аналогичный период 2018-го. Большинство касалось деятельности корпоративного пенсионного фонда пенсионного фонда самого НБУ. На втором месте оказалась тема кредитования, а на третьем — платежей.
Нацбанк проиграл очень важную апелляцию по Приватбанку и пугает всех
«Подача жалобы в Нацбанк ничем на практике не помогает человеку. Мы давно уже не советуем своим клиентам туда обращаться, поскольку практической помощи там не получить. Все, что получает потребитель — это формальная отписка, и рекомендация идти в суд. Чтобы специалисты НБУ помогали кому-то с подачей исковых заявлений или с предоставлением юристов на слушаниях — я не слышал. Человек всегда остается один на один со своими проблемами. И, боюсь, что создание нового подразделения не изменит эту ситуацию. Людям будут говорить, что они сами виноваты, что вляпались в финансовую проблему, а на практике никак не помогут. Не верю, что у банков будут забирать лицензии за то, что затягивают платежи или не обеспечивают правильную охрану ячеек и у людей крадут ценности из депозитариев. Все ограничится пафосными речами на форумах и тратой денег на новый персонал», — прокомментировал UBR.ua ситуацию старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
Его коллеги также не питают больших иллюзий на счет помощи потребителям.
«Полномочий у Нацбанка всегда было достаточно. Однако не было желания принимать волевые решения по разным проблемам. Появится ли оно сейчас — посмотрим. Но до сих пор получали от НБУ лишь отписки, о том, что у регулятора недостаточно компетенций или о том, что человеку нужно идти суд. Что потребитель, понятное дело, и сам знает», — сказал UBR.ua адвокат, управляющий партнер юридической фирмы Можаев и партнеры Михаил Можаев.
Источник: ubr.ua