Национальный банк больше не сможет отказывать банкам, выведение с рынка которых суд признал незаконным, лишь на том основании, что в Украине нет законных способов для восстановления их лицензий. Это произойдет, если законодательная инициатива депутата от «Батькивщины» Игоря Луценко, внесенная в парламент в конце прошлой недели, найдет поддержку в Раде нового созыва.
В чем суть
По подсчетам автора документа, в настоящий момент суды обязали вернуть лицензии 9 банкам-банкротам, которые НБУ прежде признал неплатежеспособными. Еще по 10 таким финучреждениям судебные споры продолжаются. Однако до сих пор ни одно решение Фемиды нацбанковцы не выполнили. Сетуя на то, что не знают, как это сделать.
Вместе с тем, убежден автор, такой подход нарушает сразу целый свод общемировых норм и даже посягает на неприкосновенность частной собственности. И речь не только о самих банкирах, но и о тысячах юрлиц и крупных вкладчиков, которые де-факто потеряли свои средства. Чтобы отобрать у НБУ главный аргумент, вместе с несколькими экспертами депутат подготовил и внес в Раду законопроект, описывающий процедуру восстановления «зомби-банков».
Как это работает
Депутат предлагает вписать во все профильные законы порядок возврата лицензии. Она должна состоять из нескольких шагов.
- В течение 60 дней после вступления в силу решения суда банк обязан подготовить детальный план восстановления платежеспособности. Который должен содержать исчерпывающий перечень мер и источников финансирования для приведения его деятельности к современным требованиям НБУ.
- Нацбанк утверждает план и восстанавливает все действовавшие на момент признания финучреждения неплатежеспособным лицензии и разрешения. ФГВФЛ возвращает печати и штампы, бухгалтерские и прочие документы, выводит временную администрацию.
Суд снял арест с 415 объектов недвижимости компании Коломойского
- Максимальный срок плана мер оздоровления не может превышать 5 лет. В течение первых 6 месяцев устанавливается мораторий на удовлетворения прав кредиторов с правом пролонгации еще на полгода.
Устанавливаются каникулы в части уплаты налогов на прибыли и землю сроком 6 месяцев. - Не применяются требования к ключевым экономическим нормативам (капитал, ликвидность, резервирование) на весь срок действия плана финоздоровления.
- Устанавливается мораторий на применение к банку финансовых санкций за несвоевременное исполнение обязательств перед бюджетом, кредиторами.
- Могут не начисляться проценты по обязательствам перед вкладчиками.
Кроме того, при потребности НБУ может предоставить кредит финучреждению для восстановления платежеспособности. И не имеет права проводить какие-либо инспекционные проверки. По сути, надзорное участие Нацбанка при этом сводится к проведению ежемесячного мониторинга выполнения выписанных в плане оздоровления показателей. Первую инспекцию регулятор сможет отправить только после выполнения всех предусмотренных графиком мер.
При этом авторы законопроекта не уделили внимания вопросу, что делать с уже выплаченными вкладчикам Фондом гарантирования сумм возмещения. А в качестве защиты от возможных злоупотреблений предложили установить персональную ответственность для связанных с банком лиц.
Отметим, что по действующим правилам законопроекты, которые не были рассмотрены хотя бы в первом чтении считаются автоматическими отозванными, как только текущий созыв Рады сдаст свои полномочия. Это означает, что для реализации таких законодательных инициатив их придется вносить в парламент повторно.
Ранее UBR.ua публиквал перечень проблемных банков, отдающих деньги вкладчикам 200+ и бизнесу.
Источник: ubr.ua