Подкасты — новый эволюционный виток в медиапространстве?

Подкасты для бизнеса: новый канал распространения информации или инструмент дорогой имиджевой рекламы?

  • share
  • tweet
  • share

2004 год. В газете “The Guardian” выходит статья Бена Хаммерсли “Звуковая революция”. В ней автор в ироничной манере задается вопросом, как же называть новую тенденцию записывать аудиофайлы, выкладывать их в интернет и скачивать на свои портативные mp3 устройства: “Аудиоблоггинг? Подкастинг? Партизанские СМИ?”. Считается, что именно после этой статьи термин “Подкаст” вошел в массовый обиход.

Подкасты создавались и развивались энтузиастами и любителями. Сначала о материальной выгоде речи не было. Это было, скорее, хобби или дополнительный способ распространить контент. Например, пионер и “отец подкастинга” Адам Карри в 2004 году создал “Daily Source Code”, в котором рассказывал хронику своей повседневной жизни и вел дискуссии относительно целесообразности создания и развития подкастов. А уже через год the Financial Times и т.д. Apple не изобрели подкасты. Однако, эта компания сделала многое для их распространения. Именно благодаря широкой популярности iPod и iTunes свое развитие получили и подкасты.

Но настоящий бум подкастов начался в 2017 году. Скорее всего, это связано с ростом популярности стриминговых сервисов, которые стали крупнейшими площадками распространения не только музыки, но и подкастов. По данным исследования компании “Edison Research”, в 2017 году уже 6 из 10 американцев были знакомы с термином “Подкаст”. По сравнению с 2015 годом, эта цифра увеличилась на 22%. В том же году рынок подкастов США аналитики оценили в $220 млн.

Один из самых популярных подкастов в мире на сегодня — “Serial”. Он выпускается уже три года и насчитывает больше 100 млн скачиваний. Каждый сезон этого подкаста — это отдельная история. Первый сезон был посвящен реальной истории, которая произошла в январе 1999 года и рассказывает про убийство ученицы старших классов Хэ Мин Ли. В преступлении тогда обвинили её бывшего бойфренда, 17-летнего Аднана Сайеда, которому суд признал пожизненный срок. Второй сезон — это неоднозначная история сержанта армии США Боуи Роберта Бергдала, который пробыл в плену у Талибана 5 лет. Его обменяли на 5 узников Гуантанамо. Но в 2017 году Американский суд признал сержанта виновным в дезертирстве, приговорил к разжалованию в рядовые и увольнению из армии. Третий сезон, который вышел осенью 2018 года, посвящен судебным заседаниям в США и анализу всей юридической криминалистической системы.

Конечно, точный доход создателей “Сериала” неизвестен. Но, если взять за расчет средний показатель по ценам рекламодателей в США, $20 за 1 000 прослушиваний, то выходит, что создатели могут зарабатывать от $500 тыс. до миллиона долларов в год.

В Украине производством подкастов занимаются преимущественно онлайн-радиостанции. Например, “Аристократы” с их разнообразием подкастов (Цивилизация, Jazz Time, Список Буйвола, Homo Amoris и т.д.), радио “Old Fashioned” с передачей “Гонзо-эфир” или “Философский барабан” производства Громадського радио. Все они выпускаются с целью привлечь как можно больше слушателей и дать им доступ к контенту, даже после того, как передача вышла в прямом эфире. Актуальных исследований и статистики насчет того, сколько людей на сегодняшний день слушает подкасты в Украине — нет. Но по данным компании GfK еще в 2013 году тех, кто слушает онлайн-радио, а соответственно и подкасты — насчитывалось около 2 млн человек.

В 2018 году платформа MEGOGO, определив динамику роста популярности подкастов, также объявила о планах создать свой сервис подкастов. В компании сказали, что при создании своего сервиса ориентируются на такие примеры, как BBC Documentaries (рассказы об интересных явлениях в обществе и резонансных событиях в мире, созданные по принципу документальных фильмов), Meat (пример независимого подкаста от итальянца с лишним весом — о том, как человек живет с этим, и что чувствует), Google Podcasts, Souncloud, TuneIn, Podster.fm и т.д. Для того чтобы захватить максимально широкую аудиторию, желательно присутствовать на всех этих платформах. Но одной единственной уникальной платформы для подкастов, как, например, Youtube для видео, так и не появилось.

Продвижению подкастов может помочь и выход стримингового сервиса YouTube Premium — аналога уже известных Spotify, Apple music, Deezer. Сервис предлагает за ежемесячную плату доступ к полной аудио-видео-музыкальной библиотеке. Продвигать подкасты будут и голосовые помощники (звуковые колонки) или автомобильные системы. Сегодня музыкальные стриминговые сервисы по популярности уже догнали аналогичные видеосервисы. То, что подкасты — это перспективное направление, может подтверждать и тот факт, что этим летом специальное приложение для подкастов создал еще один цифровой гигант — Google.

Отдельный случай

Бизнесвумен Яна Матвийчук — основательница креативного ивент-агентства ARENA CS, начинала записывать подкасты еще задолго до того, как это стало трендом, в 2013 году. Подкасты создавались без какой-либо мысли о доходах. Бизнесвумен планировала выпустить 100 интервью с начинающими предпринимателями или уже состоявшимися бизнесменами. В подкасте “Бизнес Арена” они рассказывали историю создания бизнеса и делились секретами успеха.

“Наверное, самое сложное в создании подкаста — это собрать аудиторию и продвигать канал. И научиться быть профессиональной ведущей”, –  рассказывает Яна Матвийчук про начало своей карьеры подкастера.

Чтобы записывать качественный звук, из Австралии заказали рекордер и микрофоны, потому что ни в Европе, ни в Украине таких не было. Подкасты сначала размещали на сайте “Бизнес Арены” и сервисе Soundcloud, где их можно было бесплатно скачать. Так как подкастов про интервью с бизнесменами не было, когда Яна Матвийчук начала вести свой блог, то в работе над новыми выпусками бизнесвумен ориентировалась исключительно на свое чутье и комментарии зрителей. В 2014 году подкаст превратился в YouTube-канал, но аудиодорожку на подкаст-ресурсы команда до сих пор дублирует. В итоге YouTube стал более популярной платформой в Украине. Если первые выпуски набирали от сотни до тысячи прослушиваний на подкаст-ресурсах, то сегодня выпуски на YouTube имеют десятки и сотни тысяч просмотров. На канале, на котором предпринимательница теперь выкладывает свои подкасты уже 75 тыс. подписчиков. Но и производство контента имеет разный бюджет. Если запись видео стоит $1 тыс., то подкаст около $50.

Сложно предположить, сколько именно можно заработать на YouTube платформе, и как быстро окупятся ваши вложения. Если говорить исключительно про рекламу от YouTube, то тут особой прибыли ждать не стоит. С ролика, который набрал 10 тыс. просмотров, чистая прибыль блогера составит $5.85 Куда больше можно заработать на рекламной интеграции. Реклама в видео, у которого около 100 тыс. просмотров, будет стоить примерно $2 тыс.  Конечно, все эти цифры примерные, и все в конечном счете зависит от контента, страны и возраста аудитории.

“Можно сказать, что в Украину мода на подкасты пришла в зачаточном состоянии, поэтому очень быстро YouTube-каналы заменили подкасты. YouTube перехватил инициативу развлекательным контентом. Все больше каналов вместо качественной, практической информации пытаются смешивать информационный и развлекательный контент. В итоге мы получаем только развлекательный контент. Это не удивительно, зрители чаще всего требуют хлеба и зрелищ и пропускают , где нужно напрягать мозги. Поэтому подкасты — скорее уходящий, чем развивающийся тренд в Украине, который так и не стал популярным”, — резюмирует Яна Матвийчук.

Анализируя работу коллег, бизнесвумен считает, что большинство подкастов и YouTube-каналов создаются в Украине не для заработка, а для формирования имиджа  – будь то личность ведущего или бренд компании. Поэтому создание подкаста сегодня принесет автору, скорее, узнаваемость, чем доход.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

Источник: delo.ua

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *