Что происходит на украинском рынке логистики: изменение структуры собственности и дефицит площадей, автоматизация и новые услуги, поиск персонала и развитие системы профильного образования
Логистика все сильнее входит в нашу повседневную жизнь, хоть мы это не всегда замечаем. Даже при покупке телефона или новогоднего подарка в интернет-магазине, автоматически включается цепочка поставки, в которой задействованы не только производители и продавцы, но и склады, транспортные компании, почтовые операторы и иногда даже авиаперевозчики.
Но логистика интересна не только тем, как выстраиваются взаимоотношения с конечным потребителем товара или услуг. В этом сегменте украинской экономики сейчас происходят масштабные трансформации: от необходимости повышения тарифов и борьбы с кадровым голодом и до изменения структуры собственности и перспективы автоматизации процессов.
Как работает логистика в Украине, и с какими вызовами она сегодня сталкивается, Delo.UA говорило с генеральным директором группы компаний ZAMMLER Виктором Шевченко.
Какие предварительные итоги работы группы компаний ZAMMLER в 2018 году?
Логистика — это бек офис для любой экономики. Так как в объемах растет фронт офис, наши клиенты, соответственно, мы за ними растем плюс-минус пропорционально.
У нас на складах и в транспортных услугах собраны абсолютно все направления экономики, которые есть в стране. В 2017-2018 годах рост у наших клиентов составлял от 20 до 30%. Мы не можем расти быстрее, чем растет наш клиент и рынок в целом, потому средний рост оцениваю в этом году 20-22%.
Мы растем в объемах, но доходность уменьшается. Потому что у нас, как правило, долгосрочные контракты. Есть годовые, есть 5-летние, которые зафиксированы в гривне. Увеличение заработных плат сегодня происходит за счет снижения прибыльности как в нашей компании так и, я думаю, у конкурентов.
Маржинальность, которая в стандартной складской логистике 10-18 %, в Украине сейчас доходит до 3-5%.
Как только это снижение прибыльности дойдет до критического уровня, в следующем году будет рост тарифов.
Какие у вас сегодня основные складские площадки?
На конец 2018 года у нас 70-75 тысяч кв. метров складских площадей. В Киеве три склада класса А. По одному в Одессе, Львове, Днепре и Прушкуве (Польша). В Белой Церкви таможенный терминал, собственниками которого мы являемся.
Вы предлагаете своим клиентам какие-то новые услуги или сервисы?
Колесо когда придумали? 3000, 5000 лет назад? С тех пор ничего не изменилось, с тех пор колесо — это все такое же колесо. Логистика тоже консервативная отрасль. Еще в 2015 году мы запустили в Украине услугу фулфилмент — это обслуживание онлайн-торговли. Кардинальных изменений с тех пор нет и, я думаю, что в ближайшее время не будет.
Изменение рыночного ландшафта
За последние пару лет в Украине несколько крупных складских объектов сменили собственников. Почему это происходит? Это кризис или просто кто-то из владельцев складов воспользовался возможностью с выгодой выйти из бизнеса?
Есть такое выражение: “Если тебе очень хочется сдаться — это сигнал, что скоро будет большой успех”. Но кто-то сдается. Точно такая ситуация произошла с рынком складской недвижимости.
Нужно вспомнить, что происходило ранее. В 2007 году многие девелоперы решились строить складские помещения, потому что в 2005-2006 складов почти не было, но появился спрос. Арендная ставка тогда была $10 за 1 кв. метр. Но после того, как рынок насытился складской недвижимостью плюс начался кризис, ставка упала до уровня $7-8. К 2010 году она снизилась до $6. И в итоге оказалась на нынешнем уровне — $3-4,5.
Но девелоперы, которые строят склад, начинают возвращать инвестиции при уровне арендной ставки около $6. Если ниже, то строительство склада и его содержание становятся убыточными.
Кроме того, уровень вакантных, пустых площадей в позапрошлом и прошлом годах достигал 12%, девелоперу было невыгодно держать склады при таком уровне цен и вакантности.
То есть те, кто продавал склады, просто зафиксировали убытки, и их больше нет среди участников рынка?
У кого-то объекты за долги забрал банк. Например, украинский “Альфа-банк” таким образом получил 3 объекта. Их затем выкупила инвесткомпания
Источник: delo.ua