Артем Ковбель: возмещение убытков в следствие войны. Миф или реальность?По данным Киевской школы
экономики и Минэкономики, из-за военной агрессии рф Украина уже получила убытков
на 500-600 млрд долларов. У бизнеса и страны все
чаще возникает вопрос: кто будет компенсировать ущерб и в какие сроки? Я бы
добавил к этому еще один: как правильно оценить размер полученного ущерба?
Классификация ущерба
Выделяют два вида:
Прямой ущерб — это
физический, заметный невооруженным глазом ущерб. Например: утрата складских
запасов вследствие обстрелов и мародерства, уничтожение движимого/недвижимого
имущества и других активов. Непрямой ущерб — это
ущерб, который не поддаётся сиюминутной физической оценке, а рассчитывается на
основе определения денежного потока за последние 3 года (хорошо, если
отчётность такого предприятия будет подтверждена международной аудиторской
компанией), и на основании плановых продаж компании в горизонте 1 год.
Соответственно,
непрямыми убытками будет считаться тот денежный поток (англ. Cash flow),
который потеряла компания в следствие остановки своей операционной деятельности
по методу дисконтированных денежных потоков (англ. DCF — discounted
cashflow method).
На данным момент в
законодательном поле Украины, методика оценки нанесённого ущерба находится в
стадии разработки ФГИ — Фондом государственного имущества в сотрудничестве с
Министерством экономики и Министерством реинтеграции.
При этом существует как
минимум 3 нормативных документа, регулирующих вопросы связанные с убытками:
1. Постановление КМУ № 326 от 20.03.2022 «Про затвердження Порядку визначення
шкоди та збитків, завданих Україні внаслідок збройної агресії російської
федерації» — определяет основные
показатели, которые должны быть оценены для определения ущерба, а также
показатели для определения ответственных за нанесённых убытков.
2. Постановление КМУ № 380 от 26.03.2022 «Про збір, обробку та облік інформації
про пошкоджене та знищене нерухоме майно внаслідок бойових дій, терористичних
актів, диверсій, спричинених військовою агресією російської федерації» — определяет условия, механизм и
процедуру представления информационного сообщения о поврежденном и уничтоженном
недвижимом имуществе в результате боевых действий, террористических актов,
диверсий, вызванных военной агрессией российской федерации.
3. Приказ Министерства развития громад и территорий Украины 28.04.2022 № 65
— эта методика определяет особенности обследования зданий и сооружений,
поврежденных в результате чрезвычайных ситуаций, военных действий или террористических
актов.
И также, Законопроект
№ 7198, который определяет круг лиц, имеющих право на получение компенсации за
уничтоженное и поврежденное имущество.
Именно такие нормативные
документы на данный момент регулируют подходы к определению ущерба.
Также нужно отметить
что оценка размера ущерба может осуществляться как согласно локальным, так и
международным стандартам оценки с привлечением сертифицированы специалистов
RICS и TEGOVA. Кто компенсирует ущерб?
Тут следует отметить как
минимум 3 возможных варианта:
1. Украина — в лице Фонда восстановления
имущества и разрушенной инфраструктуры Украины в связи с вооруженной агрессией
российской федерации. На данный момент уже действует как официальный счет,
открытый в Национальном банке Украины, получатель — Министерство инфраструктуры
Украины.
2. Страна агрессор (рф) — путём продажи
арестованных активов рф по всему миру и аккумуляции их в Фонде с целевым
назначением компенсации ущерба, нанесенного нашей стране.
3. Целевые фонды — доноры, денежные ресурсы в
которых аккумулированы конкретными странами и международными
государственными организациями: МВФ, Мировой Банк, ЕБРР.
Например, «Нафтогазу» уже обещан кредит на €300 млн на
закупку газа от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Китай тоже предоставит Украине $3,6 млрд. в виде
кредита на реализацию проектов по газозамещению.
ЕБРР также готова профинансировать предприятия
продовольственного сектора. Для этого ЕБРР профинансирует украинские банки,
чтобы усилить их способность выдавать кредиты местным предприятиям. В какие сроки будет
компенсирован ущерб?
В зависимости от
выбранной юристами стратегии — от 1,5 года до 7 лет. Опять же, на данный момент
практика компенсации такого рода ущербов по всему миру является минимальной.
Почти полное отсутствие
прецедентов означает, что события могу развиваться по-разному. Кому-то может
повезти и все восстановится быстро, а кому-то придется еще и судиться долго и
нудно.
Какие документы необходимы для проведения независимой оценки нанесённого
ущерба?
1.
Правоустанавливающие документы.
2. Паспорт БТИ.
3. Проектно-сметная
документация.
4. Акт разминирования
или осмотра саперами.
5. Акт фиксации
«прилета» местными властями, полицией, МЧС или военными.
6. Акт инвентаризации
поврежденных и сохранных документов.
7. Документы на
покупку и хранение запасов.
8. Если были
нанесены убытки бизнесу, то нужна финансовая отчетность за 3 года и перечень
основных средств.
9. Фото актива
«до» и «после».
Куда идти с пакетом
документов?
Тут стоит отметить, что
в случае избрания юридической стратегии подачи иска против рф и получения
компенсации от страны-агрессора у бизнеса фактически существует 4 потенциальных
варианта.
Первая стратегия заключается в подаче иска против
агрессора по месту нанесения ущерба в соответствующий суд в Украине.
После получения
украинского решения, вступившего в силу, такое решение можно исполнять в
Украине (если останутся не национализированные активы рф), либо признать за
рубежом на основании:
а). Двусторонних договоров о правовой помощи;
б).
Общепринятого принципа
взаимности, и соответственно, дальше исполнять это решение в стране, где такое
решение было признано, или в других странах. Например, среди
стран-членов Европейского Союза подписана Брюссельская Конвенция (Конвенция по
вопросам юрисдикции и принудительного исполнения судебных решений в отношении
гражданских и коммерческих споров/Brussels convention on jurisdiction and the
enforcement of judgments in civil and commercial matters), которая
предусматривает упрощенный механизм исполнения решений одной страны-члена ЕС в
другой стране-члене ЕС.
Таким образом, получив
украинское судебное решение, его теоретически можно признать, например, в
Польше, с которой у Украины есть договор о правовой помощи, а в последствии
попытаться на основании уже Брюссельской конвенции исполнить польское судебное
решение не только в Польше, но и, например, во Франции. Напомним, что благодаря
недавнему решению Верховного Суда Украины, позволившему судам не применять
суверенный иммунитет к стране-агрессору (так как предоставление такого
иммунитета фактически нарушает ряд законодательных актов как Украины, так и
международных конвенций, а россия фактически не уважает суверенитет Украины)
первый вариант стратегии является самым перспективным. Вторая возможная
стратегия применима только для компаний, чьи активы либо предприятия оказались
на временно неподконтрольной территории и затем были захвачены.
Данный путь возможен на
основании двустороннего договора о защите инвестиций между Украиной и РФ 1998
года.
Отметим,
что данный путь был
пройден Коломойским после аннексии Крыма, так как он обратился в арбитраж
именно на основании этого договора, доказав, что территорию Крыма нужно считать
территорией, подконтрольной рф, и соответственно, на эту территорию распространяется
режим защиты инвестиций.
Данная схема вполне
может быть применима даже к концепции временного контроля агрессором на нашей
территории, хотя этот вопрос будет дополнительно исследоваться уже
непосредственно трибуналом соответствующего арбитража так как факты дел не
идентичны. Полученное арбитражное
решение можно исполнять фактически во всех странах мира на основании
Нью-Йоркской конвенции (Конвенция о признании и приведении в исполнение
иностранных арбитражных решений, 1958 года), и данный механизм является также
достаточно интересным и применимым.
Третьей потенциальной
стратегией юридической тяжбы может
быть вариант обращения в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Артем Ковбель, аудитор, сооснователь, партнер компании Crowe Erfolg, член ASIS, ACFE, ASCP
Источник: news.finance.ua